Логотип

ЖИВОПИСЬ, РОЖДЕННАЯ В СВОБОДЕ ГОРИЗОНТА

Ощущение полета и невесомости овладело всеми, кто посетил в эти дни выставку абстрактной живописи, открывшуюся в Центре искусств "Нарекаци". Вызвано оно было работами художницы Арменуи Мартиросян, творчество которой известно сегодня как в Армении, так и за ее пределами. Недавно персональная выставка графических работ художницы с большим успехом прошла в Торонто. На суд же посетителей Центра "Нарекаци" Арменуи вынесла графические и масляные работы, признанные лучшей экспозицией за два года деятельности этого очага культуры.
Способность к рисованию проявилась у Арменуи с детских лет. Отец девочки, священнослужитель Рубен Мартиросян, был прекрасным знатоком изобразительного искусства и сумел приобщить к нему своих четверых детей. Рассказывая детям о художниках и живописи, он давал им в руки краски и карандаши, стараясь научить их улавливать в природе цвета и оттенки, не заметные для многих. Со временем Тер Рубен определил детей в художественную школу. Всех, кроме Арменуи: у младшей дочери были разносторонние творческие интересы. Уже в 10-летнем возрасте девочка умудрилась организовать в школе свою персональную художественную выставку, а по окончании десятилетки решила пойти в актрисы.
Учеба в театральной студии при "Арменфильме" у таких педагогов, как Дмитрий Кесаянц, Генрих Малян, Метаксия Симонян, открыли перед ней секреты сценического искусства. Однако любовь к живописи жила в душе Арменуи, и прекрасные полотна одно за другим начали скапливаться в ее доме. Коллекция картин Арменуи Мартиросян, созданных всего за год и выставленных в 2001г. в фойе Армфилармонии, ознаменовала рождение нового художника со своим неповторимым стилем и мировоззрением. Живописный выплеск сдерживаемых годами эмоций вызвал интерес у любителей и знатоков изобразительного искусства, и работы Арменуи стали появляться на выставках в Союзе художников Армении, пустившись затем в путешествие по разным странам и оставшись во многих из них в виде экспонатов частных коллекций.
Работы Арменуи, созданные за этот год и выставленные в центре "Нарекаци", эмоциональны и лиричны. В них ощутима гармония с природой, вне зависимомсти от использованных средств и материалов. "Все наши впечатления, ощущения и мысли мы берем из природы, — говорит художница, — и вместе с тем мы являемся порождением этой природы, что равняет нас с ней. Существует два вида художников: одни отображают окружающий мир таким, какой он есть, другие пропускают его сквозь собственные чувства и жизненный опыт, представляя свое видение природы. Я отношусь к последним".
Действительно, глядя на картину "Осень", проникаешься ощущением прогулки по усеянному листьями парку, но вместе с тем чувствуешь некую персонификацию этого времени года, навеянную эмоциями автора. И осень выходит за рамки ереванской, становясь личным временем года Арменуи, придуманным в ее богатом художественном воображении. Для художницы важно даже красноречивое молчание природы (картина "Лучшая песня — молчание") , с которой Арменуи вступает в диалог посредством красок, оттенков и форм.
Специфический подбор красок — конек творчества Арменуи Мартиросян. Спокойные и нежные, светлые и теплые, они выдают в авторе мягкую женщину, (картина "Это — нежность") , а потрясающее чувство цвета, умение манипулировать оттенками создают ощущение оптимизма. Не случайно полотно "День начинается" схоже с чистым листом бумаги, на котором отложили легкий отпечаток проблемы для вчерашнего, оттененные светом завтрашнего.
Не чужда художнице и некая "карпетность", присутствующая в ряде картин ("Недосягаемое", "Песнь моих новых дней"). Словно опытная мастерица, она ткет из ниток-красок одно полотно за другим, вкладывая в них секреты древних ремесленников и обогащая собственной символикой. Перебивая иногда спокойные тона пестрыми красками, Арменуи будто шутит с цветом, придавая серьезным идеям легкость и непринужденность ("В детском парке").
Особенностью картин Арменуи является их динамичность и энергия. Живопись для нее не некий "стоп-кадр" — это вечный поиск новых впечатлений, движение вперед, стремление к горизонту, дарующему творческую свободу. Быть может, поэтому картины Арменуи Мартиросян похожи на некое сценическое действо, которое сразу подмечает зритель, доводя его до конца в своем воображении. "Я верю в свою работу, надеюсь, что каждая новая картина будет лучше предыдущей, и люблю живопись с присущей ей энергетикой", — говорит художница.
Труд живописца для Арменуи — это не часы, проведенные за полотном, а постоянный процесс, в котором должен находиться истинный художник. Вбирая впечатления от окружающего мира, художник "заполняется" ими до предела, выплескивая их на бумагу или полотно, затем снова пускается в путешествие в мир прекрасного. По словам Арменуи, работая по 12 часов в сутки над созданием той или иной картины, она не чувствует усталости, ибо это творческое время пролетает как один час. И в этом, по ее мысли, суть долговечности изобразительного искусства.