Логотип

FREEDOM HOUSE ПРИЗНАЕТ РЕАЛИИ,

ОТМЕТИМ, ЧТО ПО ОБОИМ ПАРАМЕТРАМ НКР, КАК, КСТАТИ, ТАКЖЕ «ЧАСТИЧНО СВОБОДНАЯ» АРМЕНИЯ, опережает своего соседа ровно на балл: если у армянских государств оценка политических и гражданских свобод составляет по 5, то у Азербайджана — 6 (рейтинг обратно пропорционален баллам). При этом отмечается, что причиной снижения рейтинга гражданских свобод в Азербайджане стали «вопиющие нарушения прав со стороны правительства».Что касается НКР, особо отмечен тот факт, что повышению рейтинга способствовало свободное участие представителя оппозиции на президентских выборах. Напомним, что в отчете за 2011 год эксперты организации отнесли Арцах к категории «несвободных стран», фактически приравняв к Азербайджану. Теперь разница вновь подчеркнута и констатирована.

Реакция Баку, естественно, была весьма нервной и неадекватной. На фоне продолжающихся и усиливающихся репрессий в этой стране пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев заявил, что «Freedom House остается безучастной к проблеме беженцев, к факту оккупации земель Азербайджана, а вместо этого говорит о том, что в оккупированном армянами Нагорном Карабахе ситуация лучше». Сама правозащитная организация, как обычно в таких случаях, названа «необъективной и предвзятой». Вместе с тем отметим определенный прогресс в подходах бакинских чиновников: Абдуллаев на сей раз благоразумно воздержался от поисков «армянского следа» в работе американских экспертов.

Однако куда важнее, на наш взгляд, другое обстоятельство. В условиях порочного паритета, проявляемого на протяжении двух десятилетий посредниками и большинством так или иначе вовлеченных в конфликт структур, Freedom House проявляет беспристрастный, а главное — аполитичный подход, фиксируя и оценивая ситуацию с точки зрения не пресловутой уравниловки, а объективных реалий. Именно фактор очевидной разницы в соблюдении и развитии демократических свобод и прав человека между НКР и Азербайджаном, наряду с другими, является одним из важнейших аргументов в пользу невозможности повторного насильственного включения Арцаха в состав авторитарного Азербайджана. Реакция бакинских властей, отлично осознающих подоплеку и последствия такого подхода и такой оценки, — лишнее тому доказательство.