Логотип

НЕСОГЛАСОВАННАЯ ДЕТАЛЬ

После встречи президентов Армении и Азербайджана в Минске поначалу было много разговоров о том, что, в отличие от встреч в Рамбуйе и Бухаресте, встреча прошла конструктивно и стороны близки к согласию. Особенно усердствовала в позитивной оценке азербайджанская сторона. Говорилось о том, что несогласованной осталась всего одна "деталь".
Согласно версии азербайджанской стороны, предполагалось, что в декабре в Брюсселе состоится очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, на которой будет достигнута договоренность об очередной встрече президентов в середине декабря. Однако в Брюсселе встречи руководителей МИД Армении и Азербайджана не последовало. Мамедъяров и Осканян выступили на заседании руководителей МИД стран Совета Европы, и выступили в части карабахского урегулирования с прежними противоположными оценками.
Осканян вновь говорил о том, что главной сутью урегулирования должен быть вопрос статуса Нагорного Карабаха, который должен быть определен на основе права на самопределение, а Мамедъяров вновь говорил о том, что проблема статуса Нагорного Карабаха должна быть решена только в рамках территориальной целостности Азербайджана.
По-видимому, пресловутая несогласованная "деталь" именно и касается принципа, по которому будет определен статус Нагорного Карабаха. Известно, что Азербайджан, "в принципе", не против идеи проведения еще одного референдума по статусу Карабаха, но в Баку несколько своеобразное видение принципов проведения референдума, его участников и сроков. Заметим, что один из влиятельных экспертов по проблеме Нагорного Карабаха, Владимир Казимиров, также полагает, что пресловутая неурегулированная деталь касается именно статуса Нагорного Карабаха. Точнее, противоположных позиций сторон по вопросу определения этого статуса. А поскольку статус Нагорного Карабаха — это единственная сегодня реальная проблема нагорно-карабахского конфликта, то говорить об урегулировании еще очень рано.
В самом деле, если смотреть на вещи объективно, то у последовательно строящегося и развивающего свою государственность Нагорного Карабаха по большому счету нет особых проблем. Единственная проблема в том, что Азербайджан не намерен признавать его существующий сегодня статус, а мировое сообщество не хочет никому навязывать своей воли. И терпеливо ждет, пока Азербайджан созреет до признания существующих реалий. Примерно подобную позицию занимает и армянская сторона.
В ожидании этого момента истины и мировое сообщество, и Ереван со Степанакертом стремятся всячески поощрять Азербайджан, чтобы облегчить ему принятие трудных решений. Международное сообщество терпеливо продолжает повторять, что признает территориальную целостность Азербайджана, а армянская сторона не устает повторять, что готова идти на уступки в других вопросах, и терпеливо обсуждает свою часть компромиссов на встречах по урегулированию.
Вместе с тем международное сообщество и армянская сторона так же терпеливо подчеркивают, что у Азербайджана вообще-то и нет другого выхода, кроме как пройти свою часть компромиссов. Армянская сторона продолжает укреплять Вооруженные силы Нагорного Карабаха и поступательно осуществляет государственное строительство НКР, очередным свидетельством чему стал референдум по Конституции Нагорного Карабаха, за ходом которого следили 180 международных наблюдателей, оценивших ход референдума как соответствующий международным стандартам.
Международная общественность в свою очередь продолжает терпеливо разъяснять Азербайджану, что военный путь урегулирования исключен по определению и что территориальная целостность территориальной целостностью, а решение конфликта возможно только на основе взаимных добровольных договоренностей сторон конфликта.
А поскольку Нагорному Карабаху с Баку договариваться практически не о чем, кроме как о времени и форме признания Баку уже реализованного Карабахом своего права на самоопределение, вот и выходит, как после Минска справедливо заметил президент Азербайджана Ильхам Алиев, что судьба возможных договоренностей — в руках Баку. В том смысле, что, как только Баку найдет в себе смелость занять конструктивную и отвечающую чаяниям Нагорного Карабаха позицию по вопросу статуса Нагорного Карабаха, так сразу переговорный процесс может обрести реальность и тогда сразу откроются все мыслимые "окна" переговорного процесса, вне зависимости от того, в каком именно году это произойдет. Если же азербайджанская сторона такого мужества в себе не найдет, то все многочисленные договоренности, которыми так любит похваляться Эльмар Мамедъяров, на практике оказываются договоренностями исключительно виртуальными. Попросту тратой времени.