ЧТО И ГОВОРИТЬ, ФЕСТИВАЛЬ, ЗАМЕТНЫЙ НЕ ТОЛЬКО В ПОЛЬШЕ, но в любой точке планеты, где есть «владимироманы». А они, как оказалось, есть везде. Однако до сих пор на фестивале не хватало представителя Армении. Выискивая любую новость о великом поэте и барде, устроители фестиваля буквально откопали в интернете книгу «Армянская симфония Высоцкого», и это стало достаточным, чтобы выслать приглашение ее авторам на фестиваль. И авторы, то есть я, Альберт Мелконян и моя соавтор и супруга Татьяна Искандарян, немедленно приняли его.
Лион Надель, Леонид Рудитцер, Алекс Свердлин и Игорь Улогов — Израиль, Константин Стариц — Молдавия, Орлин Миланов — Болгария, Ариадна Крайцева и Дэвид Уоррен Гервуд из Нью-Йорка, Василий Попов из России, Сергей Кочерга — Латвия, Андреа Гулотта и Клаудиа Вацца из Италии, Александр Бабенко — Украина, Виктор Дулко — Литва, Николай Головихин — Франция, Алекс Т — Австралия. Это очень малая часть участников фестиваля, но и этого достаточно, чтобы иметь представление о его уровне. И три дня невероятного калейдоскопа красивых лиц и нескончаемого общения, ради которого можно не спать несколько ночей.
Три дня, сделавшие из небольшого городка одну из столиц мира, куда каждый год не просто приезжают, а сбегаются те, кто дышит и мыслит в одном ритме. Нам были рады, словно мы давние и добрые друзья. И спрашивали, что нового о Высоцком мы им привезли. Ведь Ереван, где прошли два его концерта, да еще один в ДК КГБ, никому не предоставлял информации о них! Но по этому поводу мы лишь развели руками. Нет у нас ни записей этих концертов, ни даже воспоминаний слушателей. Да и не преследовали мы подобной цели. Наша тема — армянские связи Высоцкого. Но зато мы привезли в дар музею книгу переводов В.В. Л.Блбуляна и О.Сарояна «Памятник».
МАРЛЕНА ЗИМНА, ИЗВЕСТНАЯ В ПОЛЬШЕ ПИСАТЕЛЬНИЦА и, пожалуй, самая преданная во всем мире женщина В.Высоцкого (о женах не говорим), сама на свои средства устроила музей поэта в собственной квартире. Даже большому воображению не всегда под силу представить две комнатенки в трехкомнатной «хрущевке», где разместилось около 25000 экспонатов! Марлена Зимна не просто сделала это, оставив себе для жилья одну комнату, но свершила подвиг, и я бы не сказал, что маленький! Город, в котором проживает чуть более 100000 человек и в котором Высоцкий ни разу не был, имеет неоспоримую ценность — Марлену Зимну с ее музеем. Достопримечательность мирового значения, куда каждый год со всей планеты стекаются те, для которых В.Высоцкий значим чрезвычайно.
Книга «Армянская симфония Высоцкого» разошлась мгновенно, брали по нескольку экземпляров. А известный библиограф Высоцкого Вадим Дуз-Крятченко попросил разрешения передать экземпляр в Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого в Москве на Таганке. Следует отметить, что это уже вторая книга армянских авторов в коллекции музея на Таганке. Первой стала книжка переводов О.Сарояна под названием «Памятник». Еще один экземпляр «Армянской симфонии Высоцкого» Константин Молчанов увез в музей Высоцкого на Сахалине, и одну книгу забрал с собой в Тольятти директор местного музея. Несколько книг отправилось в Израиль, во Францию и другие уголки планеты.
Марлена Зимна, женщина-уникум, представляющая собой образчик интеллекта, обаяния и фантастической преданности своему делу, провела фестиваль в так называемом «Домике Ката» (то есть в Доме палача). Старинный особняк, в котором когда-то действительно жил палач, полностью сохранил свою атмосферу. За домиком, не нарушая общей архитектуры, пристроен зал на 250-300 человек. Здесь проходила конкурсная программа документальных фильмов. Победителем в конкурсе единогласно признана лента парижанина Николая Головихина.
ФЕСТИВАЛЬ ЗАВЕРШИЛСЯ БОЛЬШИМ КОНЦЕРТОМ. Дуэт из США представил новую, довольно талантливую трактовку песен Высоцкого в джазовом стиле. Болгарин Орлин Миланов, поэт, член Союза писателей Болгарии, тихим, проникновенным голосом спел свои посвящения великому барду, помирив тем самым шквальный напор Высоцкого с тонкой проникновенностью Окуджавы. И еще много номеров на разных языках, в том числе и по-армянски.
Как было бы здорово, подумалось мне, если бы в Ереване, где Высоцкий провел более месяца и дал два незабываемых концерта, был бы подобный музей! Но с грустью понимаю, что этого никогда не будет. И никогда, по-видимому, не будет подобного торжества высокой поэзии, посвященного великому человеку.
Рестораны и казино не позволят!