Логотип

НАДО ЛИ КОСТАНЯНУ СИДЕТЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

4 февраля в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) состоялось заседание по делу «Саркисян против Азербайджана». С учетом того, что около 2 недель назад там же рассматривалось дело «Чирагов и другие против Армении», интерес к заседанию был велик и многие в Армении с нетерпением ждали вестей из Страсбурга. К вечеру новости подоспели — странность заключалась в том, что их распространила пресс-служба Генеральной прокуратуры РА.

ЭТА ПИКАНТНАЯ СИТУАЦИЯ, КОНЕЧНО ЖЕ, ПРОИСТЕКАЕТ ИЗ ГЛАВНОЙ СТРАННОСТИ: генпрокурор РА с октября прошлого года одновременно является представителем правительства Армении в ЕСПЧ. Геворк Костанян был назначен на должность представителя 10 лет назад. С тех пор он прошел отличный профессиональный путь, поучившись в Великобритании, а затем занимая ряд ответственных должностей. Вначале — замминистра юстиции, помощника президента РА и одновременно председателя мониторинговой комиссии по борьбе с коррупцией, затем, с 12 января 2011 года, военного прокурора, заместителя генпрокурора. Наконец, в октябре прошлого года он был утвержден в должности генерального прокурора. Все это время Костанян продолжал занимать место представителя правительства РА в ЕСПЧ.

Абстрагируясь от личности и нисколько не ставя под сомнение его профессиональные качества, невозможно не задаться вопросом о целесообразности подобного совмещения. Тем более на фоне того, как Армения раз за разом проигрывает дела в Евросуде и вынуждена выплачивать немалые компенсации. Безусловно, вина в этом в первую очередь ложится на судей, выносящих приговоры, которые затем успешно опротестовываются в Страсбурге. Но нельзя недооценивать роль представителя правительства в ЕСПЧ и принижать ее вплоть до совмещения с весьма ответственными и высокими постами. Причем на протяжении целых 10 лет!

Доказывать важность и значимость работы представителя государства в Евросуде нет смысла — она и так очевидна. Как бессмысленно доказывать, что эта должность абсолютно самодостаточна и требует скрупулезной и ежедневной работы и тесной вовлеченности в процессы. Приведем лишь два недавних примера.

В СЕРЕДИНЕ ДЕКАБРЯ ПРОШЛОГО ГОДА В ЕВРОСУДЕ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ, ставшее серьезным ударом по процессу признания Геноцида армян и криминализации его отрицания. Догу Перинчек выиграл иск против Швейцарии, которая ранее осудила его за отрицание Геноцида. По единодушному мнению специалистов, вердикт стал результатом серьезной работы турецкого лобби. Между тем Армения вообще никак не присутствовала и не фигурировала в процессе, несмотря на его важность в контексте криминализации отрицания. И в немалой степени это отсутствие было обусловлено чрезвычайной загруженностью генерального прокурора РА, обязанного в качестве представителя правительства активно заниматься делом Перинчека.

История не терпит сослагательного наклонения, и трудно сказать, как бы закончился процесс, если бы не явное упущение армянской стороны. Однако сегодня армянство Европы ведет активную работу с правительством Швейцарии, пытаясь добиться обращения страны в Большую палату ЕСПЧ. Излишне говорить, что работа эта должна быть поддержана, если не координируема, правительством Армении в лице его представителя. Но имеет ли генпрокурор страны такую возможность?

Уже в нынешнем году в Страсбурге были рассмотрены два дела, важность которых в контексте уже карабахского вопроса не подлежит сомнению. 22 января был рассмотрен иск «Чирагов и другие против Армении», а 4 февраля — дело «Саркисян против Азербайджана». Видимо, учтя печальный опыт с Перинчеком, Геворк Костанян вылетел в Страсбург и принял активное участие в обоих заседаниях. Для этого ему пришлось провести вне Армении весь период между двумя заседаниями — с 21 января по 4 февраля. Ладно, он за это время встретился с комиссаром СЕ по правам человека, возможно, провел и другие полезные встречи. Но страна ровно 2 недели оставалась без генерального прокурора!

Повторимся: мы нисколько не сомневаемся в способностях и квалификации г-на Костаняна. Однако может ли Армения позволить себе роскошь столь несерьезного отношения как к должности генпрокурора, так и к Европейскому суду по правам человека? Ответ, думается, насколько однозначен, настолько и объективен: необходимо срочно назначить представителя правительства РА в ЕСПЧ, освободив Г. Костаняна от непростой ноши. Это, на наш взгляд, исходит как из его интересов, так и — что, конечно, гораздо важнее — из интересов страны.