ВПРОЧЕМ, ХОТЯ ПАШИНЯНА И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ СКУЧНЫМИ НИКАК НЕ НАЗОВЕШЬ, яркими впечатлениями эти личности обеспечивают нас регулярно, сенсорного голода в обществе не наблюдается, власть, судя по всему, окончательно вошла в последнюю, чисто клиническую фазу своего существования. Вероятно, потому, что в ней возникла и окончательно утвердилась атмосфера, которую Лев Троцкий метко назвал «тоталитарным идиотизмом». Что и блестяще продемонстрировал 29 июля глава МИД Армении Арарат Мирзоян на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Кипра Константиносом Комбосом.
О министре иностранных дел в правительстве Луи-Филиппа Талейран произнес бессмертную фразу: «Призванием господина де Бройля было не быть министром иностранных дел». То же самое можно сказать и о министре иностранных дел в правительстве Пашиняна Арарате Мирзояне, при котором внешняя политика Армении стала как две капли воды походить на описанную классиком дипломатической науки Гарольдом Никольсоном «подвижную дипломатию итальянцев» (конца XIX — первых десятилетий XX века).
«Цель внешней политики Италии состоит в том, чтобы показать себя значимей, чем она в действительности является. Таким образом, итальянская система противоположна немецкой: вместо того, чтобы основывать дипломатию на силе, она основывает дипломатию на слабости. Она противоположна французской системе: вместо того, чтобы стараться обеспечить постоянных союзников против настоящих врагов, она считает, что друзей и врагов можно легко переменять. Она противоположна английской системе, так как вместо солидных достижений она всего лишь пытается по возможности уменьшить свои неминуемые потери», — писал классик.
В РЕЗУЛЬТАТЕ АРМЕНИЯ ПРИ ПАШИНЯНЕ ПОХОЖА НА ГЕОЛОГА С РАЗБИТЫМ КОМПАСОМ: не знает, где север, где юг, а хочет выйти на запад. Не выйдет, конечно. Непременно заблудится. Такое впечатление, что Армения сегодня чужая для всего мира. Все вокруг прониклись армянофобией. Найти страну, к которой можно прильнуть душой, которую можно назвать нашим другом, трудно. Но в одиночестве жить нельзя. Как пишет классик, смысл жизни каждого человека — это вечная попытка уйти от одиночества. Стране тоже надо вырваться из одиночества.
Думаем, давно уже пора принять у нас закон о вразумлении, согласно которому представителям власти Пашиняна 29 июля, а равно и в прочие дни года, следует хотя бы в минимальной степени отдавать себе отчет в смысле произносимых ими речей. Пока же, пользуясь отсутствием столь необходимого закона, Арарат Мирзоян заявил на пресс-конференции: «Думаем, мы должны использовать нынешний исторический момент для закрытия страницы вражды с соседями и подготовки всего региона, находящегося на важном перекрестке, к лучшему будущему для экономического развития и процветания. Армения как никогда привержена миру и стабильности».
Что это, если не помутнение рассудка? Говорить о «закрытии страницы вражды с соседями», «подготовке региона к лучшему будущему», «экономическом развитии и процветании» после признания Эрдогана о вторжении турецких войск в Арцах? А последние ультиматумы Алиева, который требует, чтобы Армения изменила свою Конституцию, вместе с Азербайджаном обратилась в ОБСЕ с требованием ликвидировать Минскую группу, обеспечила «возвращение» 300 тысяч азербайджанцев, предоставила «Зангезурский коридор», прекратила восстановление своих вооруженных сил и т.д.?
Где найти того, кто введет во властную политику ту «драгоценную субстанцию», которая вот уже более шести лет в ней начисто отсутствует — здравый смысл? С шизофренией все-таки пора завязывать, вот что я вам скажу. Разобраться как-то с азимутом и собрать мозги в кучу. И не доверять внешнюю политику людям, психическое здоровье которых внушает серьезные опасения.
ПОНИМАЕМ, ЧТО ОТ ПОЛЮБИВШИХСЯ ВЫРАЖЕНИЙ О МИРЕ, БРАТСТВЕ И ПРОЦВЕТАНИИ трудно отказаться — слишком красиво звучит. А что за звучанием нет абсолютно никакого смысла — когда же это представители власти Пашиняна за смыслом гонялись? Ветер вымысла дует в их головах с ураганной скоростью. Эти личности находятся вообще ни в каких отношениях с объективной действительностью. Чтобы видеть, что все идет в совершенно другую сторону, нужно обладать толикой здравомыслия, которое их никогда не посещает. А еще надо встать с головы на ноги. Но им это сальто уже не потянуть.
Вот уже сколько времени свора Пашиняна пытается обмануть всех сказками об «экономическом развитии и процветании» после принятия всех условий врага, то есть окончательной капитуляции Армении. Никакого развития и процветания, естественно, не будет и в этом случае.
Рассказывают, что Александр Солженицын, гостивший после высылки из СССР в доме немецкого писателя Генриха Белля, спросил его: «А что вы станете делать, если советские войска войдут в Европу?» Белль ответил: «Не будем оказывать бессмысленное сопротивление и немедленно сдадимся, а сами отправимся в пивные и будем там размышлять о будущем». На что русский классик возразил: «Первое, что вы увидите после оккупации, — это объявления на дверях пивных: «Пива нет!»
А что слышим и видим сегодня мы? Сухой стук крышки гроба, захлопнутой над мечтами власти Пашиняна об «эпохе мира», «закрытии страницы вражды», «экономическом развитии и процветании». Предчувствие большой войны. Или серии вооруженных конфликтов. Что радовать никак не может. Но история развивается так, как она развивается. Сослагательного наклонения нет.