Логотип

ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА БЕЗ ПЕРЕМЕН

7 декабря линию соприкосновения между Армией Обороны НКР и вооруженными подразделениями Азербайджана пересек военнослужащий АР Вусал Гарачаев. В Баку поспешили заявить, что солдат срочной службы заблудился и случайно оказался на армянской стороне. На днях президент НКР Аркадий Гукасян, отвечая на вопросы журналистов, внес некоторые уточнения по данному поводу. Он сказал, что "азербайджанский солдат сам, с оружием в руках, сознательно перешел границу, с тем чтобы избавиться от побоев". Что и вызвало очередную истерику в Азербайджане.
ТЕОРЕТИЧЕСКИ, КОНЕЧНО, МОЖНО ДОПУСТИТЬ
, что молодой солдат заблудился в тумане, счастливо преодолел два минных поля, установленных противоборствующими сторонами, и оказался в расположении армянской стороны. Но предположить подобное невероятное стечение обстоятельств можно только теоретически. На практике подобное "блуждание" чревато подрывом на мине. "Скажу откровенно, как бы горько ни прозвучало, а слова Гукасяна о том, что наш солдат перешел на армянскую сторону в результате издевательств в войсковой части, соответствуют действительности", — уверен азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров. Такого же мнения придерживаются и другие военные эксперты этой республики. Так, Алекпер Мамедов полагает, что азербайджанский военнослужащий пересек линию соприкосновения, спасаясь от "дедовщины" и беспредела, царящих в азербайджанской армии. "По крайней мере я так думаю. Если раньше большая часть случаев смертности в армии приходилась на болезни, то ныне наблюдается иная картина: военнослужащие кончают жизнь самоубийством, не выдерживая издевательств со стороны сослуживцев более раннего призыва или со стороны начальства", — заявил независимый эксперт.
То, что в азербайджанских вооруженных силах, по определению американского эксперта, так и не ставших армией, царят взяточничество, дедовщина и произвол, ни для кого секретом не является. В том числе и для высшего командного состава этой республики. Так, 16 декабря военнослужащий гянджинского гарнизона Джейхун Микаилов, призванный из Сумгаита, расстрелял четверых своих сослуживцев, систематически издевавшихся над ним. В вооруженных силах соседней республики подобные явления носят систематический характер.
ИАА ДЕ-ФАКТО отслеживает ситуацию в Азербайджане и накопило значительный архивный материал. Тем не менее ситуация с Вусалом Гарачаевым несколько отличается от иных. Дело в том, что перешедший линию фронта солдат является аварцем по национальности. Данное обстоятельство имеет огромное значение, ибо, будучи коренным народом, аварцы в Азербайджане находятся на положении изгоев. В большинстве своем они действительно не желают служить в вооруженных силах Азербайджана, ибо испытываемая ими сильнейшая дискриминация со стороны тюрок на "гражданке" в сто крат увеличивается на военной службе.
В НАСЕЛЕННЫХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВАРЦАМИ Белоканском и Закатальском районах все (!) административные должности заняты приезжими тюрками, в основном из Нахиджевана. Так, тюрками, выходцами из Нахиджевана, являются глава Закатальского района Асиф Юнис оглу Аскеров, заведующий РОНО Тагир Мамедов, директор Центра занятости Явар Нариманов, начальник узла связи Мамед Аразов, начальник почты Ахмедия Набиев, главврач райбольницы Миргасан Гасанов, управляющий филиалом Нацбанка Алибала Насиров. "Просто" азербайджанцами в районе являются прокурор, начальник полиции, начальник районного отдела МНБ, военком района, начальник ГАИ, председатель райсуда, заведующий районным архивом и мэр города Закаталы.
Подобное "нашествие" тюрок в исторически аварский регион не может не беспокоить коренных жителей, вызывать в них чувство этнической ущемленности. В сложившейся ситуации нетрудно представить "пристальное внимание" тюрок к аварцам, служащим в вооруженных силах Азербайджана.
Аварцев в Азербайджане примерно 110 тысяч человек. Большинство молодых людей отказывается служить в армии, предпочитая "переждать" призывные годы за пределами республики. На службу призываются в основном юноши типа Гарачаева — со слабым здоровьем и из малообеспеченных семей. Нередко судьба этих несчастных складывается так, как это запечатлено на фотографиях умерших от голода и побоев азербайджанских солдат. Фотографии взяты нами с сайта www. realazer. comКстати, обратим внимание на то, что Вусал, по сообщению его матери, болеет астмой, что не стало причиной для отсрочки призыва в ВС. Более того, немощный мальчик был отправлен на линию соприкосновения, где условия службы наиболее тяжелые. Вряд ли астматик-тюрок был бы призван на военную службу.
ПЛЕНЕННЫЙ 7 ДЕКАБРЯ ВУСАЛ ГАРАЧАЕВ по возвращении в Азербайджан "в конечном итоге будет очень долго сидеть в тюрьме". Такое мнение высказал журналистам 17 декабря в Ереване президент Республики Арцах Аркадий Гукасян. На это замечание президента НКР истерично-хамски отреагировал глава пресс-центра Минобороны АР Рамиз Меликов, добавив, что "когда вопрос (передача Гарачаева азербайджанской стороне. — Л. М. -Ш.) решится, расследованием обстоятельств происшедшего займутся органы и все станет ясно". Не стоит, наверное, комментировать Меликова — патологическая ненависть этого верного цепного пса клана Алиевых ко всему армянскому и Армении известна давно. Можно лишь сообщить, что за последний год в Азербайджане на срок от 11 до 14 лет были осуждены оказавшиеся в армянском плену и затем возвращенные "домой" военнослужащие: Хаял Абдуллаев, Руслан Бакиров, Хикмет Тагиев, Заур Вейисов. . .
Вышеуказанные факты являются наглядным примером того, что слова А. Гукасяна — "если рядовой ВС Азербайджана будет продолжать заявлять о том, что не хочет возвращаться, то карабахская сторона не будет на этом настаивать" — продиктованы исключительно заботой о молодом человеке. Согласно Уставу МККК, оперативно предупрежденного арцахской стороной о перебежчике, он может быть возвращен только и только при его выраженном желании вернуться обратно.