Логотип

ДЛЯ АРАРАТА САРКИСЯНА ГЛАВНОЕ — ИДЕЯ

«Гюмри. Городской пейзаж» — новый художественный проект Арарата САРКИСЯНА. К работе над ним он приступил летом, сразу по возвращении с 55-го Венецианского биеннале современного искусства. На этом крупнейшем арт-мероприятии (в нем участвовали 150 художников из 88 стран мира) Арарат показал коллекцию барельефов с изображением сюжетов из эпоса «Сасунци Давид».

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТАРИННОГО ЭПОСА ПРИВЛЕКЛА пристальное внимание публики, среди которой было немало художников. Работы были нестандартны и необычны, как, впрочем, и все, что создает Саркисян. «Мне интересно, а как я сделаю то, что уже делалось когда-то?» Сделал, как всегда, на отлично и, как всегда, по-своему. А еще на этой выставке он впервые выступил в роли рассказчика, знакомил зрителей с разными эпизодами эпоса «Сасунци Давид». Рассказ сопровождался показом процесса создания рисунков на небольших глиняных установках, точь-в-точь как это делалось в древности. Это были слово и его олицетворение в живописном смысле. А само действо — тот самый перформанс, очень популярная ныне в мире новая реальность art-выставок «Здесь и сейчас».

Хачкары - наши уникальные архитектурные памятники уничтожали, стирали с лица земли народы, готовые ради собственного самоутверждения разрушить все, что создавалось гением и трудом других народов. Сколько их погибло, уже не счесть. Узнав об уничтожении азербайджанцами армянского некрополя в Джуге с его неповторимыми древними хачкарами, я понял, что должен дать свой личный ответ вандалам.В Венеции у Арарата окрепла мысль о создании проекта городского пейзажа Гюмри. Завороженный красотой Венеции, он поначалу хотел написать свою серию венецианских пейзажей, но передумал. Все эти великолепные дворцы, каналы, написанные разными мастерами в самые разные времена, настолько врезались в память, что, казалось, он уже много раз писал их. Гюмри же — один из старейших городов Кавказа — представлен в изобразительном искусстве лишь немногими отдельными работами, хотя архитектура его досоветских построек, сама городская структура интересны и по-своему уникальны. «Гюмри не похож ни на один город мира, это совершенно другой кусок земли, у него своя душа. Я родился в этом городе, пропитан им весь и навсегда». Серия из 54 картин готова, но проект задуман шире. Художник готовит выпуск открыток этих работ, на одной стороне — картина, на другой — текст: интересные житейские истории, колоритные диалоги, передающие и саму атмосферу жизни города, и тонкий юмор гюмрийцев. Идея с текстом родилась у Арарата после встречи с бывшим гюмрийцем, уже более 20 лет живущим в Лос-Анжелесе, но так и не прикипевшим к нему сердцем: «разве это город, здесь даже площади нет».

Арарат Саркисян, экспериментатор по натуре, всегда готов к новым поворотам в творчестве. Проекты его конструктивны и созидательны. Главное для него — идея. За ней уже следуют годы поисков и изучения источников, выбор технических средств, материалов. Подход научный, но талант художника превращает каждую из работ в отдельности в прекрасно исполненное произведение.»По образованию я живописец, но не все свои мысли могу выразить живописью. Новая идея требует нового метода. Отсюда и смена стиля. Я не из категории тех, кто всю жизнь остается в рамках раз и навсегда найденного стиля».

ОДИН ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ ПРОЕКТОВ ХУДОЖНИКА, «АРХЕТИПЫ», был создан в конце прошлого века. Это большая серия, вобравшая в себя десятки забытых или полузабытых языков, а то и просто редких алфавитов, старинных текстов, петроглифов, выдавленных в толщу бумаг ручной выделки, экспонировалась во многих странах мира, повсюду вызывая огромный интерес. Иначе и быть не могло: впечатление такое, что листы эти пробили толщу веков, чтобы предстать перед нами в первозданном виде. Языки шумерский, арамейский, иврит, хеттский, корейский, алфавит майя, скандинавские руты… Каждый знак, буква, орнамент полны глубокого смысла.

Арарат — человек, постоянно расширяющий и углубляющий свои знания. Несколько лет назад на выставке «Армянское изобразительное искусство», которая проходила в Национальном музее Иордании, он познакомился с арабской художницей. Плененная «архетипами», она раскрыла ему старинный арабский способ изготовления рукотворной бумаги. Армяне знали секреты изготовления пергамента, но никогда не владели культурой производства средневековых бумаг. Они, как и весь цивилизованный мир той эпохи, закупали ее у арабов. Благодаря новому знанию Арарат сегодня сам делает листы, от которых веет глубокой древностью. Грубая, толстая, с неровными поверхностью и краями, она идеально подходит ко многим его проектам. Он воплотил на этой бумаге свои «Хачкары».

«Хачкары — наши уникальные архитектурные памятники уничтожали, стирали с лица земли народы, готовые ради собственного самоутверждения разрушить все, что создавалось гением и трудом других народов. Сколько их погибло, уже не счесть. Узнав об уничтожении азербайджанцами армянского некрополя в Джуге с его неповторимыми древними хачкарами, я понял, что должен дать свой личный ответ вандалам». Этим ответом художника и стал проект «Хачкары». Отобрав из тысяч фотоснимков, сохранившихся в архивах, 36 — по числу букв алфавита Маштоца, Арарат Саркисян воссоздал эти памятники своим изобразительным методом, впечатав в толщу бумаги хачкары, выдавленные из деревянных резных матриц. Маленькие копии древних образцов, но не имитация, а самостоятельное произведение. «Каждый хачкар имеет душу. Я эту душу взял и поставил в другое физическое тело».

3 Каждый хачкар имеет душу. Я эту душу взял и поставил в другое физическое телоВ ЭТОЙ ЖЕ ТЕХНИКЕ ИМ СОЗДАНЫ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ АРМЕНИИ, эти маленькие отражения нашей истории. Тоже отпечатки памяти, и тоже не имитация и не копия, а наше представление об Армении, преломленное сквозь призму современной культуры. Еще один проект художника — «Текст и природа». Огромные черно-белые холсты, на которых лишь комья земли и стебли травы, одним словом, первозданная природа. И небольшие картонные листы с разноцветными рядами текста — набором символов и информаций, это уже виртуальный продукт, созданный человеком. Художественные проекты Арарата Саркисяна, какую бы тему они ни затрагивали, всегда дают информацию для размышления. Надо только включить мозги.

Совсем в другой технике создан его проект об утерянных нами 20 городах Западной Армении. Тонкая, в чем-то даже мистическая живопись, напоминающая старые снимки, берет за душу.

Каждый проект Арарата кроме выставочных форм имеет еще и форму авторских книг, тоже рукотворных. Сделанные вручную авторские книги давно уже стали органичной частью современной западной культуры. Но, к сожалению, пока не у нас. Арарат — один из немногих в Армении, кто создает эти уникальные произведения искусства. Их у него пять. Его рукотворная книга «Любовь» состоит из двух половинок, скрепленных одним позвоночником. Одна — графические работы на тему небесной любви, другая — эротическая графика. Поэтесса Виолет Григорян, увидев ее в экспозиции одной из выставок, написала поэмы, одну на тему небесной, другую — земной любви. Теперь они тоже представлены в этой книге. У всех пяти рукотворных книг художника есть свои полиграфические аналоги, рожденные позже. А вообще Араратом изданы 12 каталогов и столько же книг. На многих книжных ярмарках прошлого года Армению представлял и Арарат Саркисян. Две его книги — «Жанровое пространство» и «Сасунци Давид» — были признаны лучшими в СНГ книгами об искусстве.

СЕГОДНЯ ХУДОЖНИК ЗАНЯТ ЕЩЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ — он один из пяти кураторов выставки «Шаг», которая откроется осенью в Доме художника. На ней будут представлены работы 40 живописцев, графиков, скульпторов. Задача, которую ставят организаторы, — показать в экспозиции всю палитру современного авангардного art-искусства. В настоящее время идет работа над каталогом, а Арарат работает еще и над статьей к нему. Его эрудиции, таланту и энергии (а он способен работать сутками напролет) можно только позавидовать.

Художник часто выезжает за рубеж, он — участник многочисленных выставок, персональных и групповых, но больше двух недель не остается нигде, работает только дома. В прошлом году он был участником перформанса в Цюрихе (Германия) и Бротани (Франция). Буквально на днях уезжает в Австрию, а оттуда — в Германию. Известная австрийская галерея «25» представит на art-рынке в Инсбруке несколько листов из его «Архетипов» и еще одного художественного проекта под названием «Где искать рай?» По Арарату, рай — это счастье, созданное человеческими отношениями. В art-салоне Инсбрука, давно уже завоевавшем мировую известность, примут участие 50 крупных галерей со всей планеты. Художник проведет там несколько мастер-классов. И это уже тоже стало традицией.

Арарат Саркисян — автор интеллектуальный. Он ведет диалог, поднимает проблемы, задает вопросы, делится размышлениями. Ну а нам остается ходить на его выставки, смотреть его работы, думать и наслаждаться.

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТАРИННОГО ЭПОСА ПРИВЛЕКЛА пристальное внимание публики, среди которой было немало художников. Работы были нестандартны и необычны, как, впрочем, и все, что создает Саркисян. «Мне интересно, а как я сделаю то, что уже делалось когда-то?» Сделал, как всегда, на отлично и, как всегда, по-своему. А еще на этой выставке он впервые выступил в роли рассказчика, знакомил зрителей с разными эпизодами эпоса «Сасунци Давид». Рассказ сопровождался показом процесса создания рисунков на небольших глиняных установках, точь-в-точь как это делалось в древности. Это были слово и его олицетворение в живописном смысле. А само действо — тот самый перформанс, очень популярная ныне в мире новая реальность art-выставок «Здесь и сейчас».

Хачкары - наши уникальные архитектурные памятники уничтожали, стирали с лица земли народы, готовые ради собственного самоутверждения разрушить все, что создавалось гением и трудом других народов. Сколько их погибло, уже не счесть. Узнав об уничтожении азербайджанцами армянского некрополя в Джуге с его неповторимыми древними хачкарами, я понял, что должен дать свой личный ответ вандалам.В Венеции у Арарата окрепла мысль о создании проекта городского пейзажа Гюмри. Завороженный красотой Венеции, он поначалу хотел написать свою серию венецианских пейзажей, но передумал. Все эти великолепные дворцы, каналы, написанные разными мастерами в самые разные времена, настолько врезались в память, что, казалось, он уже много раз писал их. Гюмри же — один из старейших городов Кавказа — представлен в изобразительном искусстве лишь немногими отдельными работами, хотя архитектура его досоветских построек, сама городская структура интересны и по-своему уникальны. «Гюмри не похож ни на один город мира, это совершенно другой кусок земли, у него своя душа. Я родился в этом городе, пропитан им весь и навсегда». Серия из 54 картин готова, но проект задуман шире. Художник готовит выпуск открыток этих работ, на одной стороне — картина, на другой — текст: интересные житейские истории, колоритные диалоги, передающие и саму атмосферу жизни города, и тонкий юмор гюмрийцев. Идея с текстом родилась у Арарата после встречи с бывшим гюмрийцем, уже более 20 лет живущим в Лос-Анжелесе, но так и не прикипевшим к нему сердцем: «разве это город, здесь даже площади нет».

Арарат Саркисян, экспериментатор по натуре, всегда готов к новым поворотам в творчестве. Проекты его конструктивны и созидательны. Главное для него — идея. За ней уже следуют годы поисков и изучения источников, выбор технических средств, материалов. Подход научный, но талант художника превращает каждую из работ в отдельности в прекрасно исполненное произведение.»По образованию я живописец, но не все свои мысли могу выразить живописью. Новая идея требует нового метода. Отсюда и смена стиля. Я не из категории тех, кто всю жизнь остается в рамках раз и навсегда найденного стиля».

ОДИН ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ ПРОЕКТОВ ХУДОЖНИКА, «АРХЕТИПЫ», был создан в конце прошлого века. Это большая серия, вобравшая в себя десятки забытых или полузабытых языков, а то и просто редких алфавитов, старинных текстов, петроглифов, выдавленных в толщу бумаг ручной выделки, экспонировалась во многих странах мира, повсюду вызывая огромный интерес. Иначе и быть не могло: впечатление такое, что листы эти пробили толщу веков, чтобы предстать перед нами в первозданном виде. Языки шумерский, арамейский, иврит, хеттский, корейский, алфавит майя, скандинавские руты… Каждый знак, буква, орнамент полны глубокого смысла.

Арарат — человек, постоянно расширяющий и углубляющий свои знания. Несколько лет назад на выставке «Армянское изобразительное искусство», которая проходила в Национальном музее Иордании, он познакомился с арабской художницей. Плененная «архетипами», она раскрыла ему старинный арабский способ изготовления рукотворной бумаги. Армяне знали секреты изготовления пергамента, но никогда не владели культурой производства средневековых бумаг. Они, как и весь цивилизованный мир той эпохи, закупали ее у арабов. Благодаря новому знанию Арарат сегодня сам делает листы, от которых веет глубокой древностью. Грубая, толстая, с неровными поверхностью и краями, она идеально подходит ко многим его проектам. Он воплотил на этой бумаге свои «Хачкары».

«Хачкары — наши уникальные архитектурные памятники уничтожали, стирали с лица земли народы, готовые ради собственного самоутверждения разрушить все, что создавалось гением и трудом других народов. Сколько их погибло, уже не счесть. Узнав об уничтожении азербайджанцами армянского некрополя в Джуге с его неповторимыми древними хачкарами, я понял, что должен дать свой личный ответ вандалам». Этим ответом художника и стал проект «Хачкары». Отобрав из тысяч фотоснимков, сохранившихся в архивах, 36 — по числу букв алфавита Маштоца, Арарат Саркисян воссоздал эти памятники своим изобразительным методом, впечатав в толщу бумаги хачкары, выдавленные из деревянных резных матриц. Маленькие копии древних образцов, но не имитация, а самостоятельное произведение. «Каждый хачкар имеет душу. Я эту душу взял и поставил в другое физическое тело».

3 Каждый хачкар имеет душу. Я эту душу взял и поставил в другое физическое телоВ ЭТОЙ ЖЕ ТЕХНИКЕ ИМ СОЗДАНЫ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ АРМЕНИИ, эти маленькие отражения нашей истории. Тоже отпечатки памяти, и тоже не имитация и не копия, а наше представление об Армении, преломленное сквозь призму современной культуры. Еще один проект художника — «Текст и природа». Огромные черно-белые холсты, на которых лишь комья земли и стебли травы, одним словом, первозданная природа. И небольшие картонные листы с разноцветными рядами текста — набором символов и информаций, это уже виртуальный продукт, созданный человеком. Художественные проекты Арарата Саркисяна, какую бы тему они ни затрагивали, всегда дают информацию для размышления. Надо только включить мозги.

Совсем в другой технике создан его проект об утерянных нами 20 городах Западной Армении. Тонкая, в чем-то даже мистическая живопись, напоминающая старые снимки, берет за душу.

Каждый проект Арарата кроме выставочных форм имеет еще и форму авторских книг, тоже рукотворных. Сделанные вручную авторские книги давно уже стали органичной частью современной западной культуры. Но, к сожалению, пока не у нас. Арарат — один из немногих в Армении, кто создает эти уникальные произведения искусства. Их у него пять. Его рукотворная книга «Любовь» состоит из двух половинок, скрепленных одним позвоночником. Одна — графические работы на тему небесной любви, другая — эротическая графика. Поэтесса Виолет Григорян, увидев ее в экспозиции одной из выставок, написала поэмы, одну на тему небесной, другую — земной любви. Теперь они тоже представлены в этой книге. У всех пяти рукотворных книг художника есть свои полиграфические аналоги, рожденные позже. А вообще Араратом изданы 12 каталогов и столько же книг. На многих книжных ярмарках прошлого года Армению представлял и Арарат Саркисян. Две его книги — «Жанровое пространство» и «Сасунци Давид» — были признаны лучшими в СНГ книгами об искусстве.

СЕГОДНЯ ХУДОЖНИК ЗАНЯТ ЕЩЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ — он один из пяти кураторов выставки «Шаг», которая откроется осенью в Доме художника. На ней будут представлены работы 40 живописцев, графиков, скульпторов. Задача, которую ставят организаторы, — показать в экспозиции всю палитру современного авангардного art-искусства. В настоящее время идет работа над каталогом, а Арарат работает еще и над статьей к нему. Его эрудиции, таланту и энергии (а он способен работать сутками напролет) можно только позавидовать.

Художник часто выезжает за рубеж, он — участник многочисленных выставок, персональных и групповых, но больше двух недель не остается нигде, работает только дома. В прошлом году он был участником перформанса в Цюрихе (Германия) и Бротани (Франция). Буквально на днях уезжает в Австрию, а оттуда — в Германию. Известная австрийская галерея «25» представит на art-рынке в Инсбруке несколько листов из его «Архетипов» и еще одного художественного проекта под названием «Где искать рай?» По Арарату, рай — это счастье, созданное человеческими отношениями. В art-салоне Инсбрука, давно уже завоевавшем мировую известность, примут участие 50 крупных галерей со всей планеты. Художник проведет там несколько мастер-классов. И это уже тоже стало традицией.

Арарат Саркисян — автор интеллектуальный. Он ведет диалог, поднимает проблемы, задает вопросы, делится размышлениями. Ну а нам остается ходить на его выставки, смотреть его работы, думать и наслаждаться.