ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЛАСТИ В ЗАЛЕ СИДЕЛИ В ПРЕДОБМОРОЧНОМ СОСТОЯНИИ ОТ СЧАСТЬЯ — нервная зевота, перекосившая вдруг одного из депутатов, была свидетельством не скуки, но высшего напряжения. Перед ним стояла — Родина! Всем близкий, всюду бывавший, все понимающий, пролезший без мыла в каждое сердце… Свой везде. Когда наблюдаешь за Пашиняном, как он ходит, что говорит, сразу становится понятно: если солнце в Армении восходит без его отмашки, то это — временное упущение.
А говорил вождь в основном о кадровой политике и нравственном поведении должностных лиц. Ну, разработкой критериев нравственного поведения до Пашиняна много занимались Господь Бог, святая инквизиция, Максимилиан Робеспьер, Коммунистическая партия Советского Союза, дружный коллектив красных кхмеров и еще сто пятьдесят восемь тысяч частных лиц и организаций. Видимо, как венец этих усилий миру и явился Никол.
Что же касается кадровой политики, то Пашинян тут никаких проблем не видит. И правильно! Команда Иисуса тоже состояла сплошь из аутсайдеров, которым предстояло стать солью земли и ловцами человеков: рыбаков Симона, Андрея, Иакова и его брата Иоанна, мытаря Левия, проститутки Марии Магдалины, лица без определенных занятий Иуды. В дальнейшем Симон стал Петром и т.д.
Хотя, если честно, новых членов правительства можно только пожалеть. Джон Рейд, английский врач и автор классического психиатрического текста De Insania («О безумии»), почти два столетия назад предвосхитил точку зрения, популярную в современной психиатрии, согласно которой лица, помещаемые в психиатрические заведения, постепенно учатся вести себя там как сумасшедшие и таким образом могут сходить с ума.
«Именно благодаря варварскому и неразумному лечению, — писал Рейд в одной своей другой работе, — приюты для сумасшедших слишком часто оказываются рассадниками безумия, полномасштабного и внушающего страх своей чудовищностью сумасшествия. Это рассадники и фабрики безумия».
КОГДА ПАШИНЯН ЗАКОНЧИЛ РЕЧЬ, ОН МИЛОСТИВО ПРЕДЛОЖИЛ ПРИСУТСТВУЮЩИМ задать ему вопросы, даже покритиковать, чтобы перейти потом к выступлениям. Но оказалось, что ни у одного из находящихся в зале вопросов нет! Все испуганно и молча сидели на своих местах и отпаивали друг друга валерьянкой. Хотя могли бы, к примеру, спросить, почему у вождя такие большие зубы? А о критике вообще не могло быть и речи. Слона может критиковать другой слон, жираф и даже моська, но инфузория-туфелька должна помалкивать.
А то вдруг, не дай Бог, рассердишь чем-то вождя, а тот лишит тебя власти. И что тогда? Ведь отбери у них власть — они тут же превратятся в ничто. Вы, читатель, проведите такой мысленный эксперимент, представьте, скажем Алена Симоняна, Арарата Мирзояна, Сурена Папикяна и любого другого большого начальника без должности, без кресла под задницей и заботливо подсунутого микрофона к морде… То-то и оно.
Ну а вместо вопросов отдельные члены начали восхвалять Пашиняна. Господи, как любят они делать это, наплевав на все правила приличия! Иногда, к ужасу христианского мира, слово «Учитель», применительно к шефу, пишут с заглавной буквы.
Создается впечатление, что если Пашинян уйдет, то есть граждане заставят его уйти, никто вождя достойным образом заменить не сможет, и вся эта свора просто умрет с горя. «Ну, ни одного стоящего правителя вокруг, — пожаловался своим ученикам великой Конфуций. — И нет никого в Поднебесной империи, кто мог бы стать моим хозяином. Так что пришло время умирать». И с этими словами умер на руках своих учеников.
В свое время медицинская комиссия в Австро-Венгрии установила, что рядовой Йозеф Швейк с несомненностью является идиотом, о чем свидетельствует его возглас, обращенный к консилиуму: «Господа, да здравствует государь император Франц-Иосиф Первый!» Австро-венгерский метод может быть успешно применен и в наши дни — например, к ряду высказываний представителей власти, посвященных Пашиняну.
Естественно, отличился и Ваагн Алексанян, заявивший, что ГД — самая либеральная партия в мире, даже более либеральная, чем демократы в США! Как вы думаете, сограждане, а не стоит ли нам начать официально применять на практике тесты IQ? За этой аббревиатурой скрывается понятие Intelligent Quotiekt — «коэффициент интеллекта», а при помощи тестов определяются мыслительные способности человека. Согласно шкале, изобретенной в 1916 году Льюисом Терманом, среднестатистическим показателем считается 100 баллов, все, что выше 140, фиксирует различные степени гениальности, ниже 70 — степени слабоумия. Сколько баллов наберет Алексанян? 8, 12?
И на этом заседание инициативной группы «Гражданского договора» завершилось. Финита ля комедия.
Чудны дела Твои, Господи! Если есть где-то во Вселенной еще цивилизации, они не умрут от скуки — до чего же занятно рассматривать Армению при Пашиняне в большой микроскоп и размышлять о том, как удается этой стране терпеть подобную власть. Наверное, причина кроется в черепно-мозговой травме, постигшей Армению на ее непростом пути, утыканном граблями. Зато есть утешение — никакие грабли нам уже не страшны. Страна не чувствует боли, а значит, готова снова и снова подставлять лоб граблям.