Декабрь — месяц тяжелый, и заставить ереванца в промозглый вечер выйти из дому ради классической музыки — равносильно подвигу. Тем более, если программа не отличается новизной: в афише обозначены Седьмая симфония Бетховена и Первый концерт Чайковского — сочинения, многократно звучавшие в Армении.
Но, к счастью, не все предсказуемо, и именно исключения способны украсить наши серые будни. . . Большой концертный зал имени Арама Хачатуряна был уже переполнен, а многочисленная публика у входа все еще осаждала филармонию, ставшую местом паломничества не только для студенческой молодежи. В зале можно было увидеть всю музыкальную элиту, ректорат консерватории, первую леди Беллу Кочарян и премьер-министра республики Андраника Маргаряна, министра культуры Асмик Погосян, представителей посольств и других официальных лиц. Столь бурный интерес объяснялся необычным дуэтом — Дениса МАЦУЕВА, принца пианизма, как его называют, и студенческого оркестра Ереванской консерватории под управлением юного дирижера, скрипача, лауреата международных конкурсов Сергея СМБАТЯНА.
Денис Мацуев занимает особое место в современном фортепианном исполнительстве. За сезон он дает 130 концертов в самых престижных залах мира, таких как "Карнеги-холл" в Нью-Йорке, "Альберт-холл" и "Royal Festival Hall" в Лондоне, "Мюзикферайн" в Вене, "Елисейские поля" и театр "Шатле" в Париже, "Концертгебау" в Амстердаме, Национальный театр в Рио-де-Жанейро, Берлинская филармония, Большой зал консерватории и Концертный зал имени Чайковского в Москве. Он неоднократно участвовал в музыкальном фестивале Эндрю Ллойд Уэббера в предместье Лондона Сидмонтоне. Так что легче сказать, где артист не выступал.
Денису было всего двадцать лет, когда он получил статус солиста Московской государственной филармонии. Он выступает с лучшими российскими и зарубежными оркестрами под управлением таких выдающихся дирижеров, как Е. Светланов, В. Федосеев, М. Плетнев, А. Кац, Ю. Башмет, Я. Леви, В. Спиваков, П. Коган, И. Фишер, Аббадо, М. Янсонс. Не каждый прославленный артист удостаивается чести играть перед английской королевой в Букингемском дворце, Папой Римским в Ватикане, Биллом Клинтоном в Белом доме, президентами России в Кремле, а также перед главами других стран, генералами НАТО, арабскими шейхами. . . Он любит джаз, сам немного сочиняет, а на бис импровизирует экспромты в легком стиле. Добавьте к этому его страсть к футболу, хоккею. . . Кстати, именем Мацуева названа звезда в созвездии Лиры, и он уже избран лицом фирмы "Ямаха", как когда-то Рихтер. Эта фирма возит за ним по всему миру рояли, а знаменитый настройщик роялей С. Рихтера — маэстро Козуто Осато — сопровождает теперь молодого пианиста в его гастрольных поездках.
Нетрудно догадаться, с какой ответственностью наш студенческий оркестр, которому всего год от роду, готовился к этому совместному выступлению. Но, видимо, бесстрашие, риск и задор — эти свойства молодости — сыграли тут свою роль. Напомним, что никогда еще до сих пор ни один студенческий оркестр, созданный далеко от Москвы, не удостаивался чести выступить на самой престижной сцене столицы России — в Большом концертном зале имени Чайковского в рамках мероприятий Года Армении в России. Столь блестящее начало способствовало тому, что Молодежный оркестр шагнул и за пределы бывшего Союза — в конце октября минувшего года он выступил в Grand Opera на открытии Года Армении во Франции.
Конечно, пока преждевременно говорить о самобытном почерке оркестра, о его технической безупречности. Требуется время, чтобы, не боясь неудач и поражений, начать творческие поиски, которые покажут искусство оркестра с самой лучшей стороны. Но исполнение Седьмой симфонии Бетховена продемонстрировало определенный уровень, попытку дать собственную интерпретацию. Приятно было, что оркестр отдался дирижерской воле, играя с горением, свойственным юности, проявляя легкость и точность в самых сложных местах.
Но по-настоящему большого успеха он добился в дуэте с Мацуевым во втором отделении, показав себя замечательным аккомпаниатором-ансамблистом при исполнении Концерта Чайковского. Пианист и оркестр играли его на таком подъеме, что просто дух захватывало. На фантастическом перепаде шел этот дуэт — неожиданный, парадоксальный, непредсказуемый, но поразительно точный по душевному настрою, по найденной интонации, когда кажется, что только для тебя одного играют артисты, беря в плен своим неукротимым темпераментом. И уже не ослабевает ни на секунду напряженное внимание, с которым мы следили за нарастающим крещендо, бурным и стремительным его течением. Течением, где есть нежнейшая лирика и драматическая мощь, тревожный пафос и безудержное веселье — все эмоции, все душевные состояния. Слушая пианиста, с замиранием следишь за тем, как в чистом тембре рояля (кстати, играл Мацуев на "Стенвее", который доставили специально для него из Оперного театра) разрастается потревоженная тишина, чтобы на недосягаемой высоте откликнулось эхо.
Дополнительную половину программы заняли бисы. Денис Мацуев с благодарностью отреагировал на шквал аплодисментов, исполнив наиболее близкие ему пьесы, в результате чего его выступление достигло подлинной художественной завершенности. Психологической устойчивостью, выдержкой, внутренней энергией покорил и юный оркестр, в игре которого присутствовала та мера творческой свободы, что обуславливает не внешне респектабельную игру, но не по возрасту осмысленное ансамблевое музицирование. В результате финал превратился в ликующий, восторженный гимн жизни, Человеку.
В заключение хочу привести слова Дениса Мацуева в адрес оркестра: "Мне доставило огромную радость играть с этим замечательным оркестром, и я очень рад, что наша встреча состоялась. Я охотно откликнулся на приглашение, потому что у меня после моих первых посещений Армении остались самые яркие впечатления от публики. Я благодарен оркестру и дирижеру за стремление и готовность сделать все достойно, за большую любовь к работе, к музыке, которая позволит надеяться на новую встречу".