Логотип

ФОТОГРАФИИ АНИ ОТ ОВАНЕСА КЮРКЧЯНА

ЛЕТОМ 1879 ГОДА КЮРКЧЯН ОКАЗАЛСЯ В АНИ, где осуществил фотографическое исследование руин армянской столицы. В течение 5 месяцев полевая работа с командой из четырех человек оказалась тяжелым испытанием. Запасы еды иссякли, в ближайших деревнях царила бедность. Путешественники укрывались в главном соборе Ани Сурб Аствацацин.

В 1881-м О. Кюркчян вернулся в Ереван и опубликовал альбом «Армянские руины Ани». 40 стереоскопических фотографий были помещены в обтянутую тканью картонную коробку, украшенную золотым тиснением. Альбом на двух языках (армянском и французском) рассказывал о последней армянской столице (961-1045), где была сосредоточена культурная и религиозная жизнь с резиденцией Католикоса. Через город проходили торговые пути с Византией, Персией, Сирией и Центральной Азией.

Снимки Кюркчяна стали весьма популярными в Ереване, привлекли внимание мировой общественности. Одновременно не понравились кое-кому. Фотографа стали обвинять в подстрекательстве к мятежу, возникла угроза тюремного заключения. Ованес уехал в Вену в 1881 году. Альбом стали издавать в Европе, открывая для нее армянское наследие.

В 1885 году фотограф отправился странствовать по Юго-Восточной Азии — Сингапур, город Сурабая на острове Ява. Там он открыл студию, добился успеха, снимая коренных жителей и путешественников.

Этнографические снимки Кюркчяна и его учеников ныне имеют большую ценность, являясь историческими документами, отражающими сложную эпоху, связанную с голландским колониализмом.

После внезапной смерти О. Кюркчяна в госпитале Сурабаи в 1903 году студия еще действовала до 1936 года.

…Альбом с фотографиями Ани сохранил тот город, который Кюркчян увидел в 1879 году. Сегодня и от этого мало что осталось в армянской столице, которую называли «городом 1001 церкви».

Подготовил А. ТОВМАСЯН с сайта Армянского музея Москвы и культуры наций