Логотип

ВЕРА ЕСТЬ УВЕРЕННОСТЬ В НЕВИДИМОМ

Как-то мне попалась репродукция работы Кирилла Уланова, изографа XVII века, "Анан передает Спасителю письмо царя Абгара". Этот эпизод известен по древним источникам и рассказывает об армянском царе Абгаре — первом среди венценосцев Древнего мира, глубоко уверовавшем во Христа, "Его не видевши" как Сына Божиего. Будучи неизлечимо больным, он отправил своего секретаря и придворного живописца Анана к Спасителю с письмом, в котором просил прибыть в Эдессу и излечить его. Вот это письмо и передает Анан Спасителю на знаменитой работе Кирилла Уланова. Тот факт, что в XVII веке известный живописец обращался к теме времен пребывания на Земле Иисуса Христа, подтолкнул меня к изучению жизни и творчества Кирилла Уланова.
Он был родом из Костромы. Художник блестящего дарования, проживший богатую событиями жизнь, считается наиболее яркой фигурой среди жалованных иконописцев Оружейной палаты исхода XVII века. Он был одним из последователей талантливого живописца Симона Ушакова. Блестяще писал интерьеры, городские и сельские пейзажи и, конечно же, иконы. Его имя впервые встречается в документах Патриаршего приказа 1684 года, а в 1688 году он уже зачислен в жалованные иконописцы. По отзыву Федора Зубова, иконописец "Кирилло Уланов иконописное художество пишет против умершего Никиты Павловца и лучше".
Работа его в Оружейной палате была исключительно деятельна и плодотворна. Он писал иконы для придворной церкви Екатерины, хором цариц Наталии Кирилловны и Прасковьи Федоровны, царевны Марии Алексеевны. В 1689-1690 годах Кирилл Уланов дерзнул не без основания сказать о себе: "Писал иконописные крупные и мелочные дела по наряду в Оружейной палате пред своею братиею излишно". За его "доброе мастерство и работу излишно" в эти же годы он получил "дворишко" и прибавление "жалованья два рубля в год".
Обаяние искусства Кирилла Уланова было так велико, что ему поручили обновление древних икон Московского Успенского собора, которые им были по существу написаны заново: "Владимирская Богоматерь", "Спас Мануил", "Царь царем", "Предста царица" и "Дмитрий Солунский". Иконы и картины Кирилла Уланова можно встретить также в Новгороде и Твери, Переславле-Залесском и Ярославле, в Вологодской области, в Костроме, где, к сожалению, "сохранилась лишь небольшая доля от всего созданного великим искусством костромских иконописцев XVII века".
Одной из издавна привлекавших к себе внимание является "Тихвинская Богоматерь в чудесах", вложенная в 1680 году в церковь Одигитрии на Песках в Калуге. Близ Переславля-Залесского для Никольского монастыря Кирилл Уланов написал иконы "Спас на престоле" (1716г.) и "Владимирская Богоматерь в чудесах". Средник окружают 22 клейма с чудесами, в которых повествуется история иконы согласно повести о ней: построение храма в Киеве, перенесение иконы во Владимир в санях по траве, мятеж Андрея Боголюбского, перенесение иконы в Москву Василием Дмитриевичем, нашествие Тамерлана и другие.
С его работ смотрят разодетые в парчовые ризы цари и вельможи, схимницы в дорогих облачениях, апостолы и пустынники в хитонах, пробеленных золотом, — все это "без принуждения и любовно изливается щедрой кистью художника на икону-картину".
В самых иератических сценах иконописец устремляет в полет ангелов в сложнейших ракурсах; для оживления рисунка использует пластику движений, придавая фигурам естественность и жизненность. Это прослеживается и в эпизоде встречи Спасителя с Ананом. В тонкие нежнейшие лица беседующих автор вдохнул черты жизненности, особенной трепетности. Пейзаж создан по правилам реалистической перспективы: мягкие округлые холмы с лужайками переходят в характерные для эпохи и местности строения, на фоне которых происходит встреча Анана с Иисусом Христом. В позе, выражающей учтивость и глубочайшее преклонение перед Спасителем, Анан передает письмо своего господина, в котором написано: " Слышал я, что иудеи ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих". В образе Христа — величие, уверенность и готовность прийти на помощь. . .
Знакомясь с жизнью и творчеством Кирилла Уланова, я не нашла каких-то особых биографических подробностей либо личных записей художника, но, сравнивая его другую работу — "Спас Нерукотворный" с прижизненным изображением Спасителя, созданным кистью того самого Анана, нельзя не видеть большого сходства. Кажется вполне вероятным, что Кирилл Уланов, будучи знаком с историей послания царя Абгара к Спасителю через Анана, знал и продолжение, которое донес до нас личный секретарь царя Абгара — Лабубна в произведениях, посвященных деяниям царя: "Когда Анан понял, что Спаситель не принял приглашение царя, то, будучи искусным живописцем, изысканными красками нарисовал портрет Иисуса, ибо был придворным живописцем". Это прижизненное изображение (Святой Плат) и привез своему господину Анан вместе с ответом Иисуса Христа. Вероятно, Кирилл Уланов знал не только эту историю, но и видел Святой Плат кисти Анана.
. . . В 1606 году на реке Пинеге Архангельской области был построен Черногорский монастырь, позже переименованный в Красногорский. Там находилась икона Богоматери (типа Одигитрии) , купленная в 1622 году купцом Латкиным в Грузии у персов, завоевавших Грузию. Списки с этой иконы под названием "Грузинская Богоматерь" распространились в XVII веке. В 1707 году Кирилл Уланов со своим сыном Иваном делал список с этой иконы. Завершив работу, Кирилл Уланов подписал: "Написан сей святый образ Богоматери мерою и начертанием, каков в Черногорском монастыре, именуемая — Грузинская".
Известно, что апостол Варфоломей, проповедовавший во многих областях Армении, принес сюда чудотворное изображение Пресвятой Богородицы, которое он поместил в основанном им Хокеац ванке на месте повергнутого им идола богини Анаит в провинции Андзевацик Васпуракана, в местечке Дарбнац Кар. "Айсмавурк" ("Четьи Минеи") гласит по этому поводу: "Здесь помещен образ Богородицы, сделанный при ее жизни". Но если около двух тысячелетий христиане совершали паломничество в Хокеац ванк, то изображение Пресвятой Богородицы было похищено во время одного из многочисленных вражеских нашествий, и потому хочется надеяться, что среди еще не прочитанных или не обнаруженных источников она где-то значится как "Армянская Богородица". А может, это и есть то самое бесценное прижизненное изображение Пресвятой Девы? Ведь об изображении известно лишь, что купец Латкин приобрел его у персов в Грузии. Чем особенным она могла привлечь внимание покупателя, учитывая тот факт, что в России к тому времени существовали сотни икон Божией Матери кисти лучших мастеров? И возможно, Кирилл Уланов указал путь к дальнейшему поиску исчезнувшей из Армении Святыни. . .
Когда была расформирована иконописная мастерская Оружейной палаты, Кирилл Уланов творил преимущественно в монастырях российского севера. Позже он принял постриг с именем Корнилия в Кривозерском монастыре под Юрьевцем, где продолжал заниматься иконописанием. Здесь он и создал "чудотворную" икону "Иерусалимской Богоматери" и "Спас Нерукотворный" с надписью: "Писал сей образ игумен Корнилий Уланов в 1728 году". Последние его произведения датируются именно этим годом. Умер иконописец в этом же монастыре схимником с именем Кариона, оставив богатое художественное наследие, созерцание которого отвлекает нас от мелких мирских забот и грешных помыслов, вознося душу к небу, где художник "как бы видя Невидимого, был тверд".