Логотип

ДИЛЕММА СТУЛЬЕВ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ АВАНТЮРА ПАШИНЯНА?

ПРИЧИН ВНЕЗАПНОГО ОСОЗНАНИЯ ПРОСТОЙ, казалось бы, истины, которая только-только начинает его посещать, несколько.

Прежде всего это Украина, где ожидания Никола и его команды не то, что не оправдываются, а тают, подобно «шагреневой коже». Украинская оборона, да и вся страна в целом, держится на соплях (не в обиду ей будет сказано), причем западных. И «сопли» эти вскоре закончатся, поскольку США с Европой уже выказывают признаки выздоровления от кошмарного вируса русофобии.

 Выборы в Европарламент, а затем и голосование на выборах во Франции показали, что старушка Европа, точнее, ее рядовые граждане устали от бессмысленного противостояния с русскими из-за далекой и непонятной Украины. Устали от беспрерывного повышения налогов, которые идут на вооружение этой самой Украины, от роста цен, от засилья мигрантов, от неопределенности и ожидания мировой ядерной катастрофы. Люди в Европе хотят спокойствия, стабильности, безопасности, которые отнял у них уж точно не Путин, и поэтому спрос их — с собственных политиков, которые довели континент до порога катастрофы.

А с национал-центристами, за которых все охотнее голосует европейский обыватель, по крайней мере, все куда понятнее и надежнее. Тем более, что ультраправые обещают прекратить иждивенчество Киева и оставить его самому решать проблемы с Москвой, положить конец агрессии голодных и наглых афро–азиатских мигрантов, и ручаются за возвращение былого достатка и беззаботной жизни.

Те же настроения царят и среди американских граждан, доказательством чему стали результаты промежуточных опросов в США, в которых «свой парень» Трамп на несколько голов опережает понуро плетущегося — во всех смыслах слова — Байдена. «Трампизм» (а не республиканцы) топит американское стремление быть мировым жандармом, а обывателю куда ближе к сердцу проблема ценников в ближайшем супермаркете и на бензозаправочной станции, нежели статус Крыма, настырность «Хезболлы» или вопросы миграции антарктических пингвинов.

Не видеть на протяжении последних лет этих тенденций на Западе – все равно, что не видеть собственных пяти пальцев на руке и не уметь сосчитать их. Однако варчапета «реальной Армении» это прозрение почему-то только-только начало посещать.

ПАШИНЯН ВДРУГ СТАЛ ПОНИМАТЬ, ЧТО УКРАИНУ скоро разгромят в пух и прах. Что Запад подготовил уже таз с мыльной водой для того, чтобы умыть руки от прокопченной гарью и дымом Незалежной и чистой ладошкой пожать длань «путинского режима». Что Европа вскоре повернется к собственным проблемам, и когда полыхнет на Ближнем Востоке от Бейрута до Мешхеда, никакой французский солдат, а тем паче наблюдатель, не станет прикрывать собой армянского ребенка.

В начале текущей недели варчапет вдруг промямлил что-то о своих сомнениях по поводу готовности Европы принять Армению в Евросоюз. Заявил он это с претензией на большое открытие, будто не сам организовал балаган с требованием «автобусных партий» референдума по евроинтеграции. Будто не его креатура в НС, второй человек в системе — Ален Симонян буквально прожужжал уши западным политикам и СМИ о заветных мечтах Армении вступить в ЕС. И словно не он, Никол, наказал властным пропагандистам внедрить в общество нарратив о евроориентации, основательно разбавленной русофобством.

Теперь вдруг его осенило: эврика! Европа нас, оказывается, не очень-то и ждет. Надо полагать, адресовал это свое открытие Пашинян вовсе не карликовым партиям-«евролюбцам», и уже точно не «гордым гражданам», жаждущим безвиза и, соответственно, возможности смыться из «реальной Армении».

Направлен этот мессидж Москве — той самой, которая и плохая, и немытая, и отсталая, и в калошах, как подтрунивал Арман Бабаджанян, но, как показывают события, пока еще твердо стоящая на обеих ногах. Дескать, Владимир Владимирович, не принимайте всерьез, в Европу мы вовсе не собираемся, а всего лишь занимаемся, так сказать, комплементарной политикой. До нас уже дошло, что от вас нам никуда не деться. Правда, народ армянский рвется в Европу, но я крепко держу поводья, так что не волнуйтесь.

Мало того, Пашинян еще и вздумал разбавить свой мессидж России сентиментальными нотками братского сопереживания. День в день с николовскими рассуждениями о нецелесообразности референдума по евроинтеграции Чрезвычайный и Полномочный посол РА по ничегонеделанию в РФ Вагаршак Арутюнян вдруг объявился на улицах Белгорода, где без конца ахал и охал, созерцая разрушенные украинскими ракетными ударами жилые здания в приграничном с Украиной областном центре.

Посол буквально из кожи вон лез, чтобы показать российскому президенту и обществу, насколько глубоко он разделяет боль русского народа, как сильно мечтает об окончании войны и сколь свято верит в братские армяно-российские отношения. Было бы верхом наивности считать, что белгородская «экскурсия» — личная инициатива посла Арутюняна, который и завтракает-то исключительно строго сообразно высланному из Еревана меню за печатью Пашиняна. А уж насчет подобных демонстративно-политических походов по прифронтовой зоне и говорить не приходится.

 ПОСЛЕ ИНТЕНСИВНЫХ НАЕЗДОВ АРМЯНСКИХ ЭМИССАРОВ В КИЕВ, после вояжа «первой леди» с партией планшетов для «обездоленных украинских школьников», наконец, после посещения Бучи неким третьесортным армянским чиновником с первосортными идиотскими политическими заявлениями, в Ереване вдруг спохватились, что слишком далеко забрели. Посему Арутюняну была срочно спущена директива зеркальным методом посетить Белгород и лично зафиксировать варварства и разрушения на противоположной стороне фронта.

Словом, Пашинян внезапно понял, что Зеленскому скоро «капут», Украину ждет неминуемое поражение, Европа вскоре помашет ручкой постсоветскому пространству, а турецко-азербайджанский тандем по завершении ооновской конференции СОР29 в Баку развяжет против Армении новую агрессию. И не найдется ничего и никого, (естественно кроме плохой, немытой, злой России в калошах), кому можно будет протянуть руки, взывая о помощи.

Видимо, геополитические стулья и впрямь слишком далеко разъехались, и иджеванскому «политическому гению» приходиться выбирать один из них для того, чтобы окончательно не плюхнуться разжиревшим задом на пол.

Однако возникают в связи с этим два резонных вопроса. Почему это дошло до «светлой мессианской головы» только сейчас, когда раскаяние варчапета может слишком дорого обойтись Армении? И дошло ли вообще, или это просветление следует считать очередной тактической авантюрой Пашиняна, пускающего пыль в глаза Кремлю?