Логотип

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ

Два года назад список приоритетных задач Министерства образования и науки пополнился еще одной. Было решено в ближайшие пару-тройку лет восстановить систему специального образования. Вернее, ту ее часть, которая предполагала наличие в стране ремесленных училищ, то есть начальное специальное образование. Ибо среднее специальное хоть и стихийно, но существовало.
Сказано — сделано. Эту брешь в отечественной образовательной системе наскоро заделали, реанимировав около трех десятков профтехучилищ. Вряд ли кто поспорит с тем, что одной лишь реанимации достаточно. Образно выражаясь, выведенному практически из небытия и фактически дышащему на ладан больному необходим комплекс мероприятий, хотя бы стабилизирующих его состояние. Вот на этот самый комплекс в виде изучения рынка труда, издания новых учебников, переподготовки преподавателей, обновления материально-технической базы и пр. тогда средств-то и не нашлось. Впрочем, больной не умер. И тем не менее страна продолжает роскошествовать: нередко на места по рабочим специальностям претендуют люди с высшим образованием. . .
Итак, сейчас уже в Армении существует два уровня специального образования: начальное (в виде училищ) и специальное (в виде колледжей). ПТУ готовят рабочие кадры в общей сложности примерно по 40 специальностям. В колледжах же обучают почти 100 специальностям, выпуская техников, технологов, педагогов, переводчиков, делопроизводителей и др. Сегодня система специального образования вобрала в себя более 30 тысяч студентов, 5 тысяч преподавателей и большое количество производственных мастеров.
Общепризнано, что система специального образования Армении — одна из сложнейших и в силу этого трудноподъемных. Ибо проблемы тут кругом. И одна из основных — проблема дальнейшего трудоустройства. Оговорюсь сразу: ремесленные училища предусматривают три года обучения и выпускников еще не дали.(Хотя особых надежд тут, судя по всему, питать не стоит.) Что же касается колледжей, то, по мнению специалистов, большинство выпускников остаются без работы. По некоторым подсчетам, в течение года лишь 10-15% находят работу по специальности, еще около 40% трудоустраиваются сразу же по окончании колледжа не по специальности. Остальные 45-50% в лучшем случае находят работу в последующие несколько лет, либо вообще не работают.
Объясняются сии неутешительные данные наличием другой проблемы: качество, квалификация выпускаемых кадров оставляют желать лучшего
. Это в свою очередь объясняется целым букетом нерешенных задач, начиная от морально и физически устаревшего оборудования, завершая базой для практики и непереподготовленными преподавателями, которые учат тому, чему обучали еще 15-20 лет назад. Словом, бабка — за дедку, дедка — за репку. . . Естественно, все это в совокупности в итоге выдает на рынок труда неконкурентоспособные кадры.
Кроме того, весьма трудно спрогнозировать перечень специальностей, необходимость в которых будет ощущаться через три года. Ведь обучение длится именно столько. А по истечении этого срока вдруг выясняется, что такие кадры уже либо не нужны, либо данной сферы нет как таковой. Получается некое несоответствие между процессами планирования и реализации, преодолеть которое можно лишь беспрерывно подвергая мониторингу отечественный рынок труда. Такое исследование — весьма и весьма дорогое удовольствие, на которое у нашего государства сегодня нет средств. Впрочем, некоторые специалисты полагают, что в стране с переходной экономикой, каковой считается и Армения, и вовсе невозможно предугадать востребованность рынка труда через три года. Дескать, можно, конечно, попытаться, но вряд ли это будет соответствовать действительности. . .
А посему сегодня уже не в диковинку парадоксальная ситуация, когда в колледжах обучают специальностям, не востребованным рынком труда в силу, скажем, его перенасыщенности, но которые по тем или иным причинам востребованы обществом. Так, например, уж не менее десяти лет не иссякает интерес общества к специальности медсестры, акушерки, зуботехника, фармацевта, несмотря на то, что каждый год эти выпускники пополняют армию безработных своих коллег. Словом, цепочка Минобр — СУЗ — работодатель, мягко говоря, пробуксовывает.
Не лучше обстоят дела и в области переподготовки специалистов. Одно дело — три года обучать специальности, другое — за два месяца переподготовить специалиста. Ведь нужен такой специалист именно сегодня. И основная проблема здесь состоит в том, чтобы не потерять желающего переподготовиться, который к тому же является для учебного заведения потенциальным плательщиком. Последнее, согласитесь, немаловажно для функционирования системы среднего специального образования, для развития того или иного учебного заведения. Ведь таким образом, например, можно набрать желающих переподготовиться, заключить договор с работодателем о том, что через два месяца он получит необходимых ему специалистов. Судя по количеству обращающихся в Минобр работодателей, сегодня лишь единицы усматривают целесообразность подобного механизма переподготовки или повышения квалификации работников. К сожалению, далеко не все работодатели разделяют мнение, что нельзя выучиться и быть высококвалифицированным рабочим, только работая рядом с мастером. Однако, согласитесь, невозможно стать профи, не получив соответствующего образования. Конечно же, практика очень важна — в первую очередь необходимо умение и навыки. Однако нельзя владеть ими, не имея теоретических знаний.
Специалисты сферы специального образования признают, что проблем накопилось очень много и решать их следует незамедлительно. К примеру, ощущается нехватка в учебниках: в реанимированных ПТУ обучают по учебникам чуть ли не советского образца. На создание учебника или предметной программы системы начального и среднего специального образования в Армении не было выделено ни лумы. Классные специалисты не идут в мастера практического обучения, потому что платят в училищах мало. Хромает в плане эффективности и организация производственной практики для учащихся. В общем, складывается впечатление, что все, что сделано и делается до сих пор в этой сфере, держится исключительно на голом энтузиазме.
Между тем оказать поддержку в развитии специального образования в Армении намерена международная организация TACIS, решившая осуществить программу "Содействие созданию в Армении национального центра специального образования". Кстати, тасисовцы не раз протягивали руку помощи отечественной сфере специального образования. В рамках нынешней же программы, как отметили в Национальном институте образования, экспертная группа приступит к работе с 8 января. Она займется, в частности, изучением сегодняшнего состояния сферы, ее потенциала и перспектив, а также исследованием рынка труда — с целью выработать механизмы работы будущего центра. Эта довольно масштабная работа завершится в мае и станет основой для создания национального центра специального образования и обучения. Центр будет действовать в системе Министерства образования и науки и позволит наконец повысить эффективность работы ремесленных училищ и колледжей. Согласитесь, необходимость подобной структуры очевидна, и остается надеяться, что реализация программы принесет реальные плоды, в которых действительно нуждается республика.