Логотип

АРМЯНСКАЯ ЭКОНОМИКА ТЕРЯЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

СУДЯ ПО ОПУБЛИКОВАННЫМ НА ДНЯХ СО СТОРОНЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТКОМИТЕТА БОЛЕЕ ПОДРОБНЫМ ДАННЫМ, постепенное ослабление воздействия благоприятных внешних факторов и, в частности, падение темпов роста производства ювелирных изделий (на самом деле и в лучшем случае — полуфабрикатов. – А.А.) уже не в состоянии нейтрализовать влияние месяцами находящихся в свободном падении ключевых подотраслей промышленности (например, производство напитков, одежды, кожи и кожаных изделий, химической продукции, машин и оборудования, минеральной неметаллической продукции, автозапчастей) и тем самым камуфлировать тенденции ухудшения структуры промышленности…

 Сразу отметим и другую проявившуюся тенденцию, заключающуюся в том, что при солидных темпах строительства, задаваемых льготной ипотекой, в стране по сравнению с прошлым годом заметно упало производство цемента (скорее всего, это связано с проблемами на Разданском цемзаводе), гашеной и негашеной извести, гипса и гажи, а также товарного бетона. Можно предположить, что в условиях поддержания двузначных темпов роста строительной индустрии недостаток местного производства обозначенных материалов компенсируется увеличением ввоза импортных аналогов.

 Никак не выберется из уже ставшей хронической депрессии горнорудная промышленность вкупе с металлургией. По сравнению с тем же периодом прошлого года производство в отрасли сократилось более чем на 8%. При этом выпуск медного концентрата вырос на 11,4%, а вот более дорогих молибденового концентрата и ферромолибдена — упал соответственно почти на 30% и 44%. Продолжает сильно не дотягивать до лучших времен и фольгопрокатный завод «Русал Арменал» (бывший «КанАЗ»), который откатал алюминиевой фольги (толщиной не более 0.2 мм) почти на четверть меньше, чем за тот же период 2023 года.

 ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАВШИЕ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В АРМЕНИИ, практически полностью нейтрализованы – к такому неутешительному выводу на днях пришли эксперты Фонда «Луйс», когда проанализировали социально-экономическое развитие экономики РА в январе-августе текущего года. Как указано в опубликованном исследовании фонда, темпы роста экономической активности в стране, как и ожидалось, постепенно замедляются, что в немалой степени связано со снижением реэкспорта ювелирной продукции. В результате, как прогнозируется, к концу года углубится замедление экономического роста, особенно в сферах производства и торговли.

 Надо сказать, недостойные уважающего себя государства манипуляции с импортом российского золота и его реэкспортом в Эмираты до поры до времени, пока не спохватился Armstat, обеспечивали невероятно высокие темпы роста как промышленного производства (за счет именно ювелирной подотрасли), так и экспорта/реэкспорта. Но когда выяснилось, что внушительный рост «производства» ювелирной продукции, мягко говоря, не совсем соответствует указанной статистической статье, объемы этой подотрасли не то что снизили темпы, а… мгновенно упали на 16,6% (по итогам 8-ми месяцев этого года).

 Напомним, что колоссальные приписки (умышленные либо по неграмотности – это другой вопрос) одного из приближенных к властям хозсубъектов привели к тому, что национальный Статкомитет, когда вскрылась афера, вынужден был изменять в сторону значительного уменьшения макроэкономические показатели за прошлый и текущий годы – в частности, рост… ВВП страны. Ложь и политические манипуляции правительства Пашиняна не могли обойти стороной и армянскую экономику, буквально опутав практически все сферы жизнедеятельности Армении.

 Заметим, что без учета столь специфической ювелирной деятельности экспорт не только не удвоился, но и претерпел за январь-июль т.г. спад более чем на 12%, а это, в свою очередь, означает резкое падение конкурентоспособности армянской экономики, что мы уже наглядно показали чуть выше в связи с ситуацией в строительстве.

 Кстати, аналитики Фонда «Луйс» указывают на еще одно тревожное обстоятельство: во всех, за исключением горнодобывающей отрасли, секторах промышленности кредитование находится на достаточно низком уровне, а объемы кредитов, выданных производственному сектору, продолжают снижаться.