Логотип

ДОЛЛАРОВЫЕ МИЛЛИОНЕРЫ И МИЛЛИОНЫ ДРАМОВЫХ БЕДНЯКОВ

 ПЕРВОЕ, ЧТО СРАЗУ ЖЕ, БУКВАЛЬНО ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ ПРИХОДА К ВЛАСТИ, сделало правительство Пашиняна, так это ликвидировало прогрессивное налогообложение, построенное на справедливом принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Переход на «плоскую» шкалу налогообложения с единой ставкой при любом уровне дохода и был «первой ласточкой» выражения любви к богатым и презрения к остальным, у которых, по мысли Пашиняна, «бедность в головах». После этого тот немногочисленный зажиточный и просто богатый слой населения, месячные доходы которого измеряются десятками миллионов драмов, был избавлен от необходимости выплачивать подоходный налог по более высокой процентной ставке, которая в результате правительственной новации стала единой как для долларовых миллионеров, так и для драмовых бедняков.

 Дальше больше. С 2021 года жители Армении стали платить налог на имущество в разы больше, поскольку правительство поменяло порядок его расчета и отменило действовавшие льготы для владельцев скромной недвижимости. Этот налог стал тотальным и обязательным для всех собственников вне зависимости от стоимости имущества. При этом правительство с целью подсластить горькую пилюлю растянуло процесс на 6 лет, который завершится в 2026 году, когда налог придется выплачивать в полном объеме. В этом году пока что будут взимать половину рассчитанного по новому порядку налога, а в 2025-м – 75%. Более того, раз в два года Комитет кадастра будет пересматривать цены на недвижимость в Армении, так что с их повышением будет увеличиваться и налоговая база для выплаты.

 Сегодня, когда госбюджет испытывает фискальные трудности, а Комитет госдоходов рыщет в поисках дополнительных поступлений в казну, правительство в лице Минфина даже не заикается о введении так называемого налога на роскошь или любой другой инициативы, направленной на потеснение класса, у которого «богатство в голове». Зато у правительства, у которого до сих пор неизвестно, что содержится в голове, хватило политической воли на дальнейшее притеснение микро- и малого бизнеса.

 С 1 ЯНВАРЯ БУДУЩЕГО ГОДА ВОЙДЕТ В СИЛУ РЕШЕНИЕ О ДВОЙНОМ ПОВЫШЕНИИ СТАВКИ НАЛОГА С ОБОРОТА, в поле которого действуют малые хозсубъекты, а также о выведении из системы льготного налогообложения микропредпринимательства, адвокатской и нотариальной деятельности. И наконец, согласно озвученному на днях предложению министра финансов Ваге Ованнисяна, с 1 июля 2025 года в общую систему налогообложения будут переведены из льготной еще свыше дюжины видов малой хозяйственной деятельности.

 В эту картину прекрасно вписывается политика правительства по отношению к банкам, которые с началом российско-украинской войны 2022-го года буквально купаются в деньгах. Сравните сами: в 2022 году чистая прибыль банковской системы Армении составила $581 млн, в 2023-м — $586 млн, а всего за 9 месяцев этого года – уже $682 млн. В 2021 году вся суммарная чистая прибыль комбанков составляла всего 87 млрд драмов.

 Правда, в этом году влияние благоприятных внешних факторов – в частности, отток релокантов из Армении – ослабло, однако банки стали усиленно кредитовать дорогими деньгами и без того перегруженное долгами население – в основном по линии потребительского и ипотечного кредитования. По прогнозам, в конце 2024 года прибыль банковского сектора может достигнуть $900 млн, а в будущем году – и вовсе перевалить за миллиард долларов! Добавим, что, если до 2022 года, на протяжении 10-ти лет, среднегодовой коэффициент ROE (соотношение прибыли к капиталу) в банковской системе Армении находился на низком уровне в 7%, то, согласно оценке Союза банков Армении (СБА), за первое полугодие этого года он достиг 21,9%.

 Для любого грамотного и неангажированного правительства, озабоченного социальной справедливостью в стране, было бы вполне естественным стремление дополнительно обложить столь фантастические прибыли комбанков, среди которых нет ни одного убыточного. И если для председателя СБА Даниела Азатяна, который не видит резона в увеличении налогового бремени на банковский сектор с учетом колоссальных темпов роста его прибыли, подобное заявление на недавнем банковском форуме было ожидаемо хотя бы в силу корпоративных интересов, то политика правительства, напротив, кажется противоестественной. Разумеется, если забыть все сказанное выше…