С тех пор как на отечественном валютном рынке стартовал процесс укрепления драма, общественность страны стала жить в постоянном ожидании естественной ценовой реакции со стороны рынка потребительского. Любой здравомыслящий человек вполне обоснованно рассчитывал на неминуемое снижение потребительских цен как минимум на товары импортного происхождения. Но. . . Шли месяцы, годы, драм продолжал крепчать, а цены не то что не падали, но и вовсе росли, ставя под сомнение все известные принципы ценообразования. В первое время данный парадокс вызывал у людей вспышки справедливого гнева и возмущения. Куда смотрит государство? — сетовали мы, наивно полагая, что тем самым помогаем чиновникам обнаружить нонсенс. Потом как-то привыкли к такой абсурдной ситуации, зафиксировав полнейшее равнодушие к проблеме со стороны госмужей.
И ВОТ В ДЕКАБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА ПРОИЗОШЛО СОБЫТИЕ, которое иначе как долгожданным не назовешь. Комиссия по защите экономической конкуренции вдруг неожиданно обнаружила курьез. Более того, сделав круглые от удивления глаза, она сочла странным тот факт, что за последние несколько лет драм укрепился на 40%, а цены на потребительских рынках не снизились. Причем, по мнению представителей этого органа, ценовой спад должен был коснуться не только импортных товаров, но и тех, которые производятся в Армении. Дескать, отечественные производители используют в основном зарубежное сырье.
Впрочем, комиссия не только выявила и наконец официально признала упомянутые странности на потребительских рынках страны, но и пригрозила хозяйствующим субъектам соответствующими штрафными санкциями. Казалось бы, государство впервые за последние годы вознамерилось серьезно заняться внедрением элементарных правил ценообразования в стране, пытаясь пресечь натуральную анархию в этой сфере. Но, увы, с учетом некоторых обстоятельств надеяться на это все-таки не приходится.
Прежде всего пока остается полной загадкой, почему несколько лет подряд та же комиссия проявляла в данном вопросе абсолютную пассивность. Ведь драм укрепился на 40% не сегодня и не сразу. Почему комиссия не могла удивиться стабильности потребительских цен, ну, скажем, год назад? Тогда, когда показатель укрепления национальной валюты составлял 30%. Неужели в этом случае ситуация выглядела более понятной и естественной, нежели сейчас?
КРОМЕ ТОГО, БОЛЕЕ ЧЕМ ПОДОЗРИТЕЛЕН ТОТ ФАКТ, что, заявив о проблеме в начале декабря прошлого года, комиссия почему-то дала хозяйствующим субъектам весьма внушительный срок для исправления ситуации. Хотя об истинных причинах подобного подхода со стороны этого органа можно догадываться. Дело в том, что в преддверии новогодних праздников и соответственно грядущего ажиотажа на потребительских рынках, заставив хозсубъектов снижать цены, комиссия лишила бы последних огромных доходов. А для такого смелого шага нужна была воля, если, конечно, речь идет об искреннем желании исправить положение дел. А так все прошло вполне гладко. Торговая сфера ничего не потеряла. В очередной раз она получила возможность сверхприбылей за счет предпраздничного ажиотажа в сочетании с необоснованными ценами. . .
С тех пор как комиссия по защите экономической конкуренции показала своеобразные желтые карточки хозсубъектам, прошел уже месяц. Тем не менее говорить о том, что это принесло какой-то результат, не приходится. Цены на потребительских рынках не претерпели практически никаких изменений. Торговый сектор фактически проигнорировал предупреждение со стороны государства и продолжает устанавливать цены, что называется, с потолка. Впрочем, иначе и быть не могло. Речь-то ведь идет об ограничении аппетитов бизнеса. А в этом вопросе государству, как всегда, приходится проявлять слабость и мягкотелость.
ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ СТРАННОЙ РЕАКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА РЕВАЛЬВАЦИЮ ДРАМА, то скорее всего очень скоро из уст госчиновников прозвучит байка про то, как с начала 2007-го на валютном рынке драм стал уступать свои позиции и соответственно ситуация уже не противоречит простой человеческой логике.