В САМОМ НАЧАЛЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ХРОНОЛОГИИ СТРОЧЕК ПРЕДСТАВЛЕНА биография Р.А. Азаряна (29 июля 1939 — 28 ноября 2019). Родился он в Кировабаде (Гандзак), окончил в Ереване Армянский сельскохозяйственный институт, приступил к работе на Ереванском заводе шампанских вин (1962-1973), за последующие 20 лет на Ереванском коньячном заводе работал начальником цеха, главным инженером-технологом, главным специалистом. Далее пришлось уйти при новом начальстве, переехать в Москву (1994-1998), потом Азарян вернулся в Ереван и занимал ответственные должности в компании «Грейт Вэлли» и на Ереванском коньячно-винно-водочном комбинате «Арарат», до 2010 года. О почетных званиях и наградах речь пойдет несколько позже. Пока по биографии вырисовывается, что Азарян почти полвека отдал любимому делу, став по общему признанию одним из 5 главных мастеров первого столетия армянского коньячного дела. Только вот, к сожалению, далеко не все об этом знают.
Азарян профессионал
Начну с того, что придя на ЕКЗ, Р. Азарян, стал учеником легендарного мастера коньячных дел Маргара Седракяна, человека создавшего в 1937 году первый марочной коньяк СССР под названием «Юбилейный». А директором завода был Микаэл Ханоян. Эти двое служили одной идее — поддерживать высокий уровень армянского коньяка.
РОБЕРТ АЗАРЯН С 1973 ГОДА СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТОБЫ НАШ КОНЬЯК ПРОДОЛЖАЛИ ЦЕНИТЬ как специалисты, так и новые поколения поклонников чудодейственного напитка. Качество признанных марок («Двин», «Армения», «Ахтамар» и другие) оставалось неизменным, а рядом с ними появились позже и новые — «Ани», «Васпуракан», «Арцах», «Эребуни».
В 1994-м, когда новое начальство решило увеличить объемы производства с нарушением технологий и в ущерб качеству, Р. Азарян просто ушел с должности, не желая участвовать в махинациях.
В Москве его тут же назначили главным специалистом Всесоюзного НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. В эти годы родились коньяки «Муш» и «Ван». Ему предлагали наилучшие условия, высоко ценили. Но как вспоминает директор НИИ, академик РАН Лев Оганесянц, когда за мастера произносили тост, Азарян сказал: «Левон Арсенович, только одного мне пожелайте: чтобы я скорее вернулся в Армению».
Он вернулся и помог компании «Грейт Вэлли» добиться за 2 года беспрецедентных успехов. В 1999 году коньяк Азаряна «Царь Тигран» (30 лет выдержки) получил на конкурсе в Москве Гран-при, а его творца официально объявили «лучшим коньякоделом года». Больших достижений добилась и продукция Ереванского коньячно-винно-водочного комбината «Ной». В послужном списке заслуженного винодела Армении и России ряд медалей ВДНХ СССР, золотые медали имени князя Льва Галицына и Мкртича Мусинянца, высшая общественная награда РФ «Орден Петра Великого», множество дипломов и почетных грамот. Их количество зашкаливает, удивляет, возникает вопрос: как это ему удалось? Ответ в большинстве случаев прост: значит, рядом с мужчиной стояла его женщина.
Азарян семьянин
Книга Лилит Гукасян выстроена в жанре воспоминаний с некоторыми наводящими вопросами к тем, кто рассказывает о главном герое. первой делится супруга, Эльвира Азарян. Некоторые детали из ее прямой речи.
«РЯДОМ С СИЛЬНЫМ МУЖЧИНОЙ ЖЕНЩИНА УМИРОТВОРЯЕТСЯ, ОБРЕТАЕТ ПОКОЙ. Роберт был мудрым, сильным, добрым человеком… Все, что творилось со страной, принимал близко к сердцу. Когда сын заявил о решении отправиться в Арцах во время четырехдневной войны, я была против — ну, поймите меня, я мать, а Роберт… внутренне был против, но не высказался, взглядом дал понять сыну, что тот принял правильное решение… У нас был земельный участок с фруктовыми деревьями в Джрвеже, все деревья посадил Роберт. Из-за войны в Сирии часть армян приехала в Армению. Люди оставили там все нажитое. Роберт подарил участок одной семье. Если б случилось чудо (это на вопрос Л. Гукасян), и я еще раз встретилась бы с мужем, сказала бы: «Очень по тебе скучаю, рада, что встретила именно тебя. Спасибо за наших прекрасных детей».
У Азарянов двое детей. Старший Александр носит имя деда, участника Первой мировой войны, воевавшего и под началом генерала Андраника. А внук стал юристом, судьей, главой Союза судей Армении. «Когда я стал судьей, отец сказал: «Старайся проявить себя так, чтобы по вынесенным тобой приговорам люди поняли, что ты руководствуешься законом, а не чьими-то указаниями. Главное, чтобы ты был честным перед самим собой… Для отца понятие Родина стояло превыше личного благополучия, славы, карьеры. Родина для него была точкой опоры. Труд отца в основном был оценен в советские годы: после распада СССР — российскими властями, и почти никак — со стороны властей независимой Армении… Я скучаю по папе, продолжаю жить с ним и без него».
Дочь Изабелла по профессии врач-стоматолог. После замужества переехала в Москву. «Я создала семью по образу и подобию моей родительской. Не сожалею… Время, уделенное родственникам и друзьям, он считал подарком самому себе. Заблудших старался направить на путь истинный. Самого же его ничто не могло сбить с правильной дороги… Папа понял, в чем смысл жизни. Он жил для всех и тем становился сильнее. Когда он скончался, двоюродная сестра сказала: «Мне кажется, дядя был достоин того, чтобы жить вечно».
О Р. Азаряне в книге делятся мыслями невестка Наира Авчян, внуки Карлос, Микаэл и Роберт. Этот последний, как и дед, тоже Роберт Александрович, так что спрос с него особый. В их словах есть много общего, а в делах и поступках проглядывается желание быть похожими на человека, который высоко поднял планку семьи, и эту традицию нужно продолжить. В любви к Азаряну признаются в книге и другие близкие родственники.
Друг, коллега, наставник
В годы учебы, работы жизнь сводит каждого с множеством людей. О Роберте Азаряне с любовью и почтением рассказывают многие: от одноклассника из Гандзака, скрипача и журналиста Геннадия Гаспаряна до председателя совета ЕКЗ Ара Григоряна. Гаспарян уверен: «От него, как от солнца, исходило тепло». Григорян: «Азарян — один из столпов ЕКЗ. Говорят, что все дороги ведут в Рим. На заводе все «дороги» вели к Роберту Александровичу». Воспоминаниями делятся дети великого кудесника коньячных дел Маргара Седракян: Седрак и Вануи. Полны благодарности слова коллег, которым он помог найти свое место в жизни. Всего, увы, в статье не уместишь. Гурген Карапетян, главный специалист «Айаси груп», цитирует слова Азаряна: «Никогда не подделывайте армянский коньяк. Подделаете, у вас будут много денег и ни капли собственного достоинства. Армянин не может жить без достоинства».
Еще раз о доле ангелов
Так как с помощью Роберта Александровича мы с вами уже разобрались, как шалят ангелы, дегустируя бочки коньяка, расскажу еще об одном необъяснимом способе дегустации. По свидетельству коллег, Азарян брал в руки бутылку коньяка и, не пригубив, безошибочно определял его качество. Многие не верили, просили повторить эксперимент с коньяком, вином и даже шампанским. Проверяли. А потом, ошеломленные, разводили руками. Сам Азарян говорил, что это качество появилось у него не сразу, а почему — объяснить не мог.
Тут, как не крути, без ангелов не обошлось. Убедились, что человек живет по заповедям и дело свое знает прекрасно. Вот и решили преподнести из своей доли дар на удивление другим.
А если серьезнее, Роберт Азарян с достоинством прожил отпущенное ему время, и чем больше будет среди нас таких, как он, тем больше светлых страниц появится в нашей истории в назидание будущим поколениям.