Логотип

«ХАНУМА» — ПРЯМО С АВЛАБАРА!

 Спектакль 'Ханума'«НАШ ТЕАТР ОЧЕНЬ ПОМОЛОДЕЛ — 47 МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ВООДУШЕВЛЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИ ЗАРЯЖЕННЫХ, они привносят новые подходы и приводят за собой нового зрителя. Какое оно будет, будущее старейшего профессионального армянского театра — не знаю, и никто не знает, но эти ребята вселяют большие надежды», — говорит худрук театра Армен Баяндурян.

Оказывается, правильный пиар работает десятилетиями. Благодаря постановке Георгия Товстоногова в 1972 году в тогда ленинградском Большом драматическом театре, а затем телевизионной версии 1978 года «Ханума» А. Цагарели и В. Константинова стала явлением культовым для многих поколений зрителей. Со сцены нашего Русского театра она не сходила лет 40, и кажется, не смотрел ее только очень ленивый. Тем не менее, а возможно, именно поэтому в зале негде было упасть яблоку. Думается, не последнюю роль здесь сыграло и желание увидеть пьесу, в которой вместе со Свахой номер 1 главным героем на равных выступает Авлабар, в аутентичном исполнении.

 Живописные полотна известного тбилисского художника и частого соавтора спектаклей театра Маиса Мхитаряна, традиционно отсылающие к холодному Северному Возрождению, полотнам великих немцев и голландцев, вводили в растерянность — где же он, обещанный Авлабар с его темпераментными, озорными и обаятельными жителями?

Спектакль 'Ханума'Из хрестоматийных подходов к «Хануме» Армен Баяндурян сохранил лишь замечательную музыку Гии Канчели, а в остальном нарисовал картину неожиданную и весьма модернистскую. Но и в таком антураже ковер-самолет актеров подхватывал публику, и вот вы уже прямотаки коренной житель Авлабара, этого замечательного перекрестка грузинской и армянской культур, и давно знакомы с каждым из его обитателей. Зритель получал неподдельное удовольствие от дружного ансамбля, того самого, когда есть единое дыхание жизни и творчества, когда каждый представляемый персонаж привлекает достоверностью психологических и пластических характеристик, когда из каждой сцены возникает цельное мозаичное панно — многоголосое и кипучее.

«Мы бесконечно благодарны Роберту Стуруа за то, что он согласился поработать с нами, внести свою лепту в этот спектакль. Нам было не важно, на какое количество репетиций он придет — в любом случае, это знаменательный факт в истории нашего театра. А он приходил на репетиции и буквально за десять минут умел направить спектакль в нужное русло, Стуруа стал тем, кому мы сдавали постановку. Его исключительное внимание и теплота к армянскому театру очень важны для нас», — говорит Армен Баяндурян.

 НА ПРОТЯЖЕНИИ ДОЛГИХ ЛЕТ РАЗГОВОРЫ ОБ АРМЯНСКОМ ТЕАТРЕ ТБИЛИСИ ИМЕЛИ ПЕЧАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ — аварийное здание, в котором невозможно работать. В последние три года на смену ему пришли мажорные ноты. Правительство Грузии практически заново построило Армянский театр, и хотя играть спектакли в собственном доме труппа пока не может из-за отсутствия техники, но, как свидетельствует руководитель театра, «репетиции мы уже проводим у себя». А пока адамяновцы играют на разных площадках тбилисских театров и работают — работают упорно и плодотворно.

 Спектакль 'Ханума' «Сегодня в нашем репертуаре 38 постановок, делаем по 4-5 спектаклей в год. Только в прошлом сезоне выпускали, в том числе, гоголевского «Ревизора» и «В открытом море» Мрожека. Я уверен, что наш театр, да и любой, должен обращаться к большой, благородной драматургии. Если ее нет, ничего не получится. Конечно, можно и на основе высококлассной драматургии сделать средненький и даже плохой спектакль, но лучше, чтобы в основе лежала крепкая пьеса. Мой ученик Артур Гаспарян очень интересно поставил «В открытом море» — сейчас они повезли спектакль в Париж, а до этого были гастроли в Греции и Финляндии, — рассказывает Армен Баяндурян. — В театр пришло новое поколение, 47 молодых артистов — они приводят в зал нового зрителя. Вот, в конце месяца семеро из них будут участвовать здесь, в Ереване, в работе театральной лаборатории, которую организовывает Международная конфедерация театральных союзов. У нас пять молодых режиссеров, и все они окончили ереванский театральный институт. Уверен, они еще скажут сове слово, и оно будет новым. И знаешь, что очень важно? Наши предыдущие поколения, талантливые артисты, все-таки не были так тесно связаны с грузинским театром, а вот молодые влились в некий единый процесс. Мы — армянский театр. Мы — носители армянской культуры и традиции, но мы не должны работать исключительно для зрителей-армян, а иначе им же первыми станем не интересны».

 За последние годы Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна действительно сильно изменился. Перестал быть «семейной диаспоральной радостью», стал профессиональнее и начал интегрироваться в большую театральную жизнь, не только грузинскую.

 И прошедшему с огромным успехом спектаклю «Ханума», спектаклю про перекрестье культур Авлабар, аплодировали и ереванские театралы, и как говорится, гости столицы. И это здорово!