СЕГОДНЯ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ ВАЖНОСТЬ в связи со сказанным имеют ведущиеся относительно изъятий переговоры. Как считают российские эксперты, подобные ТС объединения стран с разным уровнем экономического развития могут иметь перспективу лишь в случае, если ими предусматриваются и разные форматы сотрудничества с допустимыми для конкретных участников изъятиями (исключениями) из общих договоренностей, обусловленными интересами национальных экономик. Подходящим в этом плане успешным примером считается МЕРКОСУР — таможенный союз, более двух десятков лет назад объединивший растущие южноамериканские экономики.
В числе предлагаемых Арменией изъятий присутствуют несколько сотен чувствительных для нашей экономики товаров — от импортных курятины и свинины до лекарств и автомобилей — в отношении которых для нас крайне нежелательно выставлять (либо повышать уже имеющиеся) на границе таможенные пошлины, которые неизбежно приведут к удорожанию этих товаров. Однако было бы наивностью полагать, что все наши желания с готовностью будут учтены странами-членами ТС. Как выразился министр экономики Армении, «100% результата в ходе переговоров быть не может». Поэтому очень интересным и актуальным моментом остается вопрос, что же удастся отстоять нашим переговорщикам, а что — нет.
К примеру, очень многих наших соотечественников волнует не столько часто упоминаемая В.Аванесяном свинина, сколько автомобили, цены на которые при плохом сценарии переговоров могут взлететь до небес. В конце концов свинина, пусть и в недостаточном количестве, производится и в нашей стране. И нашим переговорщикам следует иметь в виду прежде всего автомашины и другие значимые для армянского менталитета товары, поскольку очевидно, что наш автолюбитель ни за что не пересядет на российский автомобиль, даже если на нем будет еще блестеть заводская смазка. И кстати, изъятия — это не наше открытие: все три страны — нынешние участницы ТС имеют свои изъятия. Даже Россия…
ДРУГОЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС: СТАНЕТ ЛИ РАСШИРЯЮЩЕЕСЯ СООБЩЕСТВО новой точкой экономического роста для стран-участниц? «Устранение барьеров во внешней торговле с ключевыми партнерами (безусловно, прежде всего имеется в виду Россия. — А.А.) при стабилизации цен на энергоносители могло бы поспособствовать успеху осуществляемой правительством Армении активной промышленной политики, направленной на увеличение объемов и диверсификацию экспорта», — полагает в интервью «Вести Экономика» первый замминистра экономики Армении и представитель правительства РА в Евразийской экономической комиссии Карине Минасян, которая надеется, что «Армения станет первым государством, присоединившимся к ТС, и продемонстрирует другим странам региона преимущества подобного решения».
Однако пока что политическая составляющая в евразийском сообществе, по мнению большинства экспертов, явно доминирует, и надежды на то, что ТС послужит новой точкой экономического роста, оцениваются довольно скептически. Во всяком случае пока от этого союза выиграла разве что Беларусь, в том числе благодаря доступу к более дешевым энергоресурсам. Мы можем ожидать, что по той же причине в числе бенефициаров скоро окажется и Армения. Тогда как для России эффект ТС по сути оказался нулевым в экономическом смысле, и ей остается уповать исключительно на политические дивиденды. Что же касается Казахстана, то, судя по некоторым высказываниям президента Назарбаева, и эта страна пока не в восторге от союза, в том числе и потому, что ее надежды на увеличение притока инвестиций не оправдываются. С последним — особенно с учетом последних событий на Украине и вводимыми со стороны Запада санкциями в отношении России — вполне может столкнуться и Армения. Вот почему сегодня для судеб Таможенного союза так важно происходящее на внешнем периметре его границ.
Особые ожидания от вступления нашей страны в ТС связаны с перспективами таких отраслей экономики, как пищевая, легкая, ювелирная, а также сферы энергетики и информационных технологий. Что же касается ожиданий нынешних стран ТС в связи с присоединением к этой интеграционной группировке нового участника, то в случае реализации глобальных транспортных проектов с Ираном перед ними могут открыться новые обширные рынки Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, где Армения в среднесрочной перспективе выступит транзитной страной — своеобразным хабом, перевалочным пунктом. Кроме того, не будем забывать, что присоединение Армении к ТС для других участников союза означает интеграцию нового, пусть и небольшого рынка, к тому же обладающего существенными в количественном и качественном отношениях трудовыми ресурсами.
И НАКОНЕЦ, НЕЛЬЗЯ СКИДЫВАТЬ СО СЧЕТОВ И ДРУГОЙ ВОЗМОЖНЫЙ ПЛЮС. Дело в том, что в интеграционной группировке столь разнокалиберных стран, к которой в плане создания зоны свободной торговли проявляют интерес Вьетнам, Монголия, Индия и даже Турция, затухающий рост более развитых экономик может получить долгожданный импульс от растущих более динамично менее состоятельных стран. Для этого можно сравнить экономический рост определенных стран в 2013 году: Россия — 1,3%, Беларусь — 2,5%, Армения — 3,5%, Вьетнам — 5,4%, Казахстан — 6%, Киргизия — 10,5%, Монголия — 12%…