По ориентации
Совсем немного времени осталось до окончательного прояснения вопроса: кто с кем пойдет на парламентские выборы? Де-факто отдельные вопросы на оппозиционном фланге уже окончательно согласованы, ну а в ряде случаев, по нашим сведениям, переговоры вокруг предвыборных альянсов продолжались вплоть до последних часов уходящего года и возобновились сразу после проводов старого и встречи нового года. Появившиеся в последних номерах оппозиционной партийной прессы прогнозы относительно того, что в 2007г. оппозиционные силы пойдут на выборы, объединившись в 2-3 крупных предвыборных блока, причем в этих блоках доминирующим и цементирующим будет идеологическая составляющая, можно признать справедливыми лишь отчасти. По нашим прогнозам, это будут не столько идеологические, сколько геополитически ориентированные блоки.
Активность оппозиционных парламентских сил по вопросу о снижении порога проходимости предвыборных блоков до порога партий (5%) — весьма наглядное свидетельство того, что по крайней мере две из трех оппозиционных фракций в НС уже окончательно укрепились в решении баллотироваться в составе блока. Особо подчеркну, что оппозиционные фракции засуетились по части снижения порога проходимости для блоков как раз на исходе года. Еще подчеркну, что некогда именно по их требованию порог проходимости для блоков был поднят в проекте поправок и дополнений к Избирательному кодексу с 5% до 7-и (для 2-х партий) с последующим увеличением для 3-х, 4-х и т. д. , то есть, ранее парламентская оппозиция настаивала на том, чтобы количество партий в составе предвыборного блока определяло и порог проходимости, то есть чем больше партий баллотируется в блоке, тем больше процентов голосов ему необходимо набрать, дабы оказаться в парламенте. На исходе года оппозиция передумала и потребовала вернуть соответствующую статью ИК в исходное положение, что и было сделано. Поможет ли сие обстоятельство оппозиционным блокам, покажет время, а по поводу сил той или иной ориентации писалось неоднократно, а посему повторяться не будем: внешняя ориентация оппозиционных партий ни для кого не секрет, не секрет и то, что именно эта ориентация и послужит, увы, основным цементирующим предвыборные блоки фактором. Лозунг "Заграница нам поможет!" снова актуален.
Геополитический спецприемник
Пока сторонники Артура Багдасаряна кричали на всех углах о том, что европейские страны питают глубокое уважение к лидеру "ОЕ", а международные организации его даже побаиваются (о том, что Багдасарян держит в страхе божьем влиятельные международные структуры, в свое время, напомню, поведала партийная газета "ОЕ") , лидер партии "Новые времена" Арам Карапетян оповестил широкую общественность о том, что президент России Владимир Путин якобы подарил ему часы.
Непонятно только, за что такой "подарок", ведь известно, что Карапетян неоднократно похвалялся, дескать, лично помог Михаилу Саакашвили свершить в Грузии революцию роз. А чтобы читатель не очень увлекался поиском ответа на этот вопрос, напомним, что не далее как в ноябре 2004 Карапетян заверял (в том числе на полосе "ГА") , что если власть в 2005г. не пойдет на системные изменения, то "мы примем на своем партийном съезде решение начать национальную революцию".
"Встретимся на баррикадах!" — обещал Карапетян, потом с тем же энтузиазмом обещал выложить из собственного кармана деньги на оранжевую революцию. . . Кстати, не так давно в оппозиционной прессе появился намек, дескать, Арам Рафаэлович послужил "миной", заложенной властями под движение "Антикриминал". Мы с этим мнением категорически не согласны, ибо считаем что это псевдодвижение изрядно самодискредитировалось еще до того, как провозгласило устами Карапетяна курс на охоту за спецагентами США, Европы и лично М. Саакашвили.
Геополитический бомжатник
Никто не ожидал, что в предновогодние дни Амаяк Оганесян рассердится на Арташеса Гегамяна и поделится с прессой прогнозами о том, куда может завести геополитическое непостоянство.Оганесян заявил также, что Гегамян не является оппозиционным деятелем, а является "большущей миной, заложенной под оппозиционное поле, которая непременно сработает и на предстоящих парламентских выборах, и на последующих за ними президентских". Собственно, ничего нового Оганесян не сказал — подобное обвинение в адрес Гегамяна не высказывал только ленивый.
Кстати, "НЕ" далеко не единственная из партий, замеченных и уличенных в геополитических шараханьях от России к Америке. Когда-то Степашин подарил Арташесу Мамиконовичу бронежилет, а вот американцы что-то не торопятся с подарками. . . Ованес Ованнисян, Арам З. Саркисян и аодовские деятели уже получили "в подарок" какие-то крохи "на демократические выборы" (такие ходят слухи) и уже ринулись их отрабатывать. Кое-что (тоже по слухам) отстегнул бывшим подельникам опальный российский деятель Аркадий Вартанян. . .
Ставки сделаны
Практика показывает, что влиятельные внешние силы делают ставки либо на фаворитов, либо на дестабилизацию. Сегодня на старте предвыборной гонки столько позирующих в роли фаворитов, что разбегаются глаза. При этом оппозиционные деятели недвусмысленно намекают, дескать, не стоит обольщаться численностью и финансовыми ресурсами РПА и "Баргавач Айастан", выборы, дескать, покажут, что народ на стороне оппозиции.
Никто не станет отрицать, что до мая на противоположных флангах будет немало сюрпризов, но по большому счету роли распределены и ставки уже сделаны, а на помощь внешних сил уповают только те, кто не смог в силу потери доверия обеспечить себе поддержку внутри страны. Наша оппозиция так рьяно похвалялась своими зарубежными связями, что окончательно дискредитировала себя в глазах мыслящей публики. Сторонники Артура Багдасаряна так часто говорили, что их лидера любит Европа, что армянский избиратель призадумался: к добру ли это? Сия пропаганда обернулась против лидера "ОЕ" — наш электорат не очень любит чужих любимчиков — предпочитает своих, и Европа ему не указ!
Движения, переговоры, поиски опоры вне страны, ставка на геополитические ориентиры и прочий уже изрядно поизносившийся предвыборный арсенал свидетельствуют о том, что ничего нового наши деятели от оппозиции, увы, не изобрели. А часы от Путина, бронежилет от Степашина и медали от государственных деятелей европейского уровня — не самый весомый аргумент в борьбе за избирательские симпатии. Если кого-то очень любят ТАМ, то это отнюдь не предполагает, что его должны полюбить и ЗДЕСЬ. Эти времена уже прошли. Пришли другие. А с ними и понимание, что мины могут быть закопаны не только на оппозиционном поле, но и на всем пространстве страны.
До президентских выборов остались считанные месяцы, а оппозиционные деятели с упорством сказочных ослов продолжают медитировать на тему единого кандидата: одни утверждают, что оппозиция должна из кожи вон вылезти, но объединиться и выставить единого кандидата, другие считают, что объединение невозможно. По определению. Первые считают вторых "минами", которые власть заложила в лагере оппозиции, причем под это определение частично угодил даже лидер НДС Вазген Манукян, который придерживается мнения, что переговорами и посиделками вокруг чашечки кофе и кружки пива единого кандидата не высидишь. По его прогнозам, оппозиция пойдет на президентские выборы несколькими "фронтами", а единый кандидат в лучшем случае определится только на финишной прямой. . .
Словом, вместо того чтобы попытаться активизировать протестно настроенную публику обилием свежих прорывных идей, оппозиционные деятели активно пережевывают 2 темы: объединяться им или не объединяться и будет баллотироваться Левон Тер-Петросян в президенты или не будет? Других тем нет, если не считать нападок на тех, кто имеет собственное мнение. К примеру, если аодовец Арам Манукян решительно объявляет, что объединению оппозиции вокруг единого кандидата мешают пресловутые "мины", то лидер Демпартии Арам Саркисян на подобные "обличительные" экзерсисы уже устал отвечать, что никогда не примкнет к политическим силам, проповедующим идею вступления Армении в НАТО потому, что сам Саркисян расценивает подобную перспективу для нашей страны как весьма опасную.
Кстати, о Саркисяне. Чтобы не было очень уж скучно все время жевать одну и ту же жвачку, радикалы, как уже неоднократно упоминалось, периодически обнаруживают под собою "мины". Когда Арташес Гегамян в ходе повторных посиделок лидеров оппозиционных партий объявил, что было бы неплохо пригласить на эти посиделки представителей власти, реакция проаодовских газет была однозначной (напомню, что аодовские деятели давно "назначили" Гегамяна "миной") , однако на этот раз грубых нападок лидеру "НЕ" удалось избежать: аодовская пресса весьма "своевременно" оповестила общественность о том, что Арташес Мамиконович посетил Левона Акоповича. По нашим сведениям, инициатором встречи был лидер "НЕ", он-то и уговорил экс-спикера Бабкена Араркцяна замолвить за него перед экс-президентом словечко. Встречу Степана Демирчяна с Тер-Петросяном организовал Арам Завенович.
В отличие от Гегамяна, лидер Демпартии нападок аодовской прессы не избежал, во-первых, потому, что на поклон к Левону Акопычу не пошел и даже объявил — "где тень Левона, там нас нет", во-вторых, потому, что выступил противником механического объединения оппозиционных сил, в-третьих, заявил, что сломать хребет системе можно либо снаружи, то есть при помощи народа, либо изнутри и, если Серж Саркисян будет тем, кто это сделает, он (лидер Демпартии) его поддержит. И если понятно, почему оглушительный визг в этой связи поднял аодовский газетный орган "Айк", то не совсем понятно, почему Арама Гаспарыча подвергли публичной порке на телеканале Гагика Царукяна."Пытали" в прямом эфире с пристрастием, неоднократно вопрошая: "А почему вы объявили, что готовы поддержать Сержа Саркисяна, но при этом категорически отвергли аналогичную перспективу в отношении Левона Тер-Петросяна?" Гаспарыч, слегка шокированный подобным натиском, сначала отвечал, что поддержит всякого (но только не Тер-Петросяна) , кто сломает хребет системе, а потом заявил, что уже видел Тер-Петросяна в роли президента, а Сержа Саркисяна видел только в роли министра обороны.
Еще менее взвешенной с точки зрения политической логики и прозорливости выглядела публичная реакция на высказывания Гаспарыча со стороны зампредседателя "НЕ" Алексана Карапетяна. Последний заявил, что лидер Демпартии — не тот политик, чьи высказывания можно комментировать. Ай-ай-ай! А ведь когда-то товарищ Карапетян работал инструктором при ЦК КПСС во главе с Арамом Гаспарычем. Нехорошо так грубить некогда старшим по званию товарищам! Впрочем, о причинах столь неэтичной реакции нетрудно догадаться: в 2003г. Демпартия в лице своего лидера отказалась поддержать кандидатуру Гегамяна на президентских выборах и поддержала Степана Демирчяна.
К слову напомним, что Гегамян никогда не входил в антилевоновскую коалицию в отличие от лидеров ДПА, НДС, СКП и проч. , а аодовский агитпроп сегодня упорно пытается выставить "минами" как раз лидеров партий антилевоновской коалиции образца 1996г. , особенно тех, кто категорически отказывается плевать в собственное политическое прошлое и приветствовать возвращение Левона. Более того, "миной", заложенной властью под оппозицию, аодовский агитпроп готов объявить любого, кто рискнет заявить, что не намерен поддержать кандидатуру Тер-Петросяна на президентских выборах. Любопытно, как поведет себя сей агитпроп, если вскоре вдруг выяснится, что Тер-Петросян вообще не намерен баллотироваться? Зачем ему гулять по "минному" полю?. .
Кстати, у правящей партии не меньше оснований заняться поиском "мин" на своем политическом поле, ведь ни для кого не секрет, что во властных структурах и среди представителей крупного бизнеса немало тех, кто готов в любое время подставить плечо Левону. Но, в отличие от радикалов, правящая сила пошла другим путем и вместо поиска пресловутых "мин" пытается привлечь на свою сторону электорат обещаниями повысить на 60% пенсии и представить 2, 5-миллиардный бюджет.
