Логотип

КОНЦЕРТ, ДОСТОЙНЫЙ ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ БАГРАТОВНЫ АЙРАПЕТЯН

ОГРОМНЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ БЫЛ НАБИТ БИТКОМ. КАЗАЛОСЬ, ОН ВМЕСТИЛ В СЕБЯ ЧУТЬ ЛИ НЕ ВЕСЬ ЕРЕВАН: взволнованные лица, преисполненные сознания торжественности и уникальности события. В этот вечер зал заполнили те, кто хорошо знал Татьяну Багратовну – ее воспитанники, те, кто долгие годы учился у нее, а ныне сами профессора Ереванской консерватории, широко известны, ее младшие коллеги, друзья и просто широкая общественность.

Страстная, не знающая предела преданность своей профессии — одна из составляющих секрета Т.Айрапетян. Так же, как и ее постоянство и верность долгу. По-видимому, эти качества ее натуры были врожденными. Она обладала натурой, в которой сочетались, казалось бы, несовместимые противоположности. С одной стороны, она отличалась категоричностью, подчас резкостью суждений, решительной настойчивостью, с другой — общительностью, добросердечием и мягкой обходительностью. Казалось, трудно было найти человека более своенравного, придирчивого, строгого, мужественного защитника своих интересов (чаще всего это были интересы ее школы), последовательного и в то же время более мягкого, податливого на просьбы, отзывчивого. Она захватывала своим темпераментом, широтой, самобытностью восприятия жизни, эмоциональностью ощущений. А все противоречия и контрасты характера придавали ей еще большую выразительность, многообразие, колорит.

Долгие годы Татьяна Багратовна возглавляла музыкальную десятилетку имени П.И.Чайковского. То был один из самых ярких периодов в жизни этого музыкального очага. Время ее руководства — поистине один из самых значительных периодов и в жизни коллектива. Руководитель школы, что называется, милостью божией, она была истинным подвижником, организатором учебного процесса. Школа процветала во многом благодаря личной инициативе Татьяны Багратовны. Она жила интересами своей школы, была строгим и мудрым руководителем, но никогда высокомерно не отмахивалась от простых человеческих горестей, чужих бед и каждодневных обид. Такой она оставалась до конца своей жизни.

Одним из ее замечательных свойств было немногословие: она не утомляла собеседника, ценила слово, зная, что нельзя его бросать на ветер. За любое дело, где бы то ни было, бралась первой, считая, что так и надо. Ни от кого не требовала, чтобы щадили ее время, силы, которые подчас расходуются по мелочам.

ЗА ДОЛГИЕ ГОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОНА ДОБИВАЛАСЬ ОТ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ, чтобы они были не только музыкантами, но и личностями в творчестве. Она старалась разглядеть в каждом из своих воспитанников человека, который сможет осилить путь к сцене, выстоять в жестоком мире современного искусства в борьбе за право быть артистом и нести то ценное, чем сильна наша музыкальная жизнь. Уроки Татьяны Багратовны не изгладятся из памяти ее воспитанников, потому что к ним они всегда будут возвращаться, как к истоку самых светлых и высоких чувств. Они не забудут ее взгляд, полный любви и понимания. Она научила их жизни, помогла освоиться в профессии.

Педагогический дар Татьяны Айрапетян удивителен еще потому, что она сумела создать из своих воспитанников одну семью. И хотя не всех ее учеников знаю, но не покидает ощущение родства со всеми. Она излучала удивительную энергетику радости и самоотдачи и вводила своих учеников в некий коридор, чтобы они шли по нему, не сворачивая в сторону. Для всех своих учеников Татьяна Багратовна — пример служения, влюбленности в профессию. Это, вероятно, шло от ее глубокого понимания сути профессии. Ученики ее любили за то, что она верила в них, вместе с ними боролась с их ленью, неуверенностью в себе. У нее учились не сдаваться, а идти вперед. Во все, что делала Татьяна Багратовна, она вкладывала свое большое сердце, благородство, добрые чувства, вселяя надежду в тех, кто был рядом с нею.

Вот с каким чувством говорит о ней народный артист республики, художественный руководитель Квартета им. Комитаса Эдуард Тадевосян: «Трудно переоценить роль Татьяны Багратовны Айрапетян в моей судьбе в годы учебы в музыкальной десятилетке им. Чайковского. Начиная с постановки рук (что я считаю очень важным компонентом для начинающего инструменталиста) плюс материнская забота и преданность ученику очень скоро дали свои плоды.

От природы будучи ленивым в учебе, но подвижным и неугомонным, целыми днями гоняющий мяч, в школьные годы я достиг определенных результатов благодаря последовательной целеустремленности моего педагога. Уже в те годы, будучи очень занятой личностью, совмещая педагогическую деятельность с административной, воспитывая собственных детей, она с колоссальным терпением и тактом относилась к моим детским выходкам и шалостям. Вообще она знала всех одаренных детей школы и помогала им чем могла. Татьяна Багратовна принуждала меня целыми днями «торчать» со скрипкой в руках или в рабочем кабинете, или у нее дома. Результат — лауреатство в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей еще будучи учеником школы.

Я всегда с благодарностью вспоминаю эти годы. Хочу отметить, что все это делалось бескорыстно. По ее настоянию и при ее непосредственном участии я уехал поступать в Московскую консерваторию. И это сыграло решающую роль в моей творческой судьбе. Уже на втором курсе мой профессор, выдающийся музыкант Леонид Коган предложил готовиться к международному конкурсу им. Венявского, а затем последовал конкурс М.Лонг и Ж.Тибо в Париже. Будучи благодарен великому Леониду Когану, я никогда не перестаю испытывать признательность моему первому и единственному школьному педагогу. Хочу добрым словом вспомнить теплоту и чуткость к нам, ученикам Татьяны Багратовны, со стороны ее супруга, замечательного человека, безвременно ушедшего Баграта Семеновича Смбатяна.

Учителю, как матери, весь долг не вернешь. Быть может, нужно просто следовать ее примеру».

А вот и мнение народной артистки Армении, лауреата Государственной премии Медеи Абрамян: «…Заражая своим энтузиазмом, Татьяна Багратовна привлекала на поприще педагогической деятельности как молодых музыкантов, так и признанных специалистов.

Сила воли, твердость характера и убеждений, присущие только ей одной, способствовали принятию многих неординарных решений в наши трудные годы. Эта мужественная женщина, обладающая в буквальном смысле слова даром гипноза, восхищала меня своим оптимизмом, неравнодушным творческим подходом ко всему происходящему. Плодом ее многолетней педагогической деятельности явилась плеяда талантливых исполнителей и педагогов. Масштабность, объемность звучания, техническое совершенство, трактовка, исключающая всякую сентиментальность, добросовестное отношение — это принципиальные черты, определяющие учеников Татьяны Багратовны. …Природный дар лидера в сочетании с широтой взглядов, человеческой теплотой и личным обаянием делали Татьяну Багратовну личностью, оказывающей позитивное влияние на свое время».

 КОНЦЕРТ, ДОСТОЙНЫЙ ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ БАГРАТОВНЫ АЙРАПЕТЯНИ ТАКИХ ОТЗЫВОВ МНОГО.  ЖИЗНЬ — САМОЕ ХРУПКОЕ, ЧТО ЕСТЬ В ЭТОМ МИРЕ, И САМОЕ НЕВОСПОЛНИМОЕ. Татьяна Багратовна Айрапетян прожила великую жизнь, потому что работала она всегда. А для нее работать было, по ее собственным словам, высшим наслаждением жизни. Недомогание отняло у нее все силы, кроме одной — силы духа. Иначе не могло быть. Ее внутренний мир укреплялся самоотверженной заботой о близких, уважением к будничному труду и любовью к музыке, к главному делу своей жизни — воспитанию одаренных детей.

Программа концерта-посвящения была интересной и продуманной: Скрипичный концерт И. Брамса (солистка Клара-Джуми Кан) и Пятая симфония Д. Шостаковича, которая считается первым произведением советской симфонической классики.

Скрипичный концерт Брамса в исполнении Клары-Джуми Кан (Германия) и Государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна вызвал подлинный восторг публики. Он предстал в поистине вдохновенной интерпретации и солистки и оркестра. Эта интерпретация с самого начала вовлекла в сопереживание. В исполнении Клары-Джуми Кан восхищает таинственность, грандиозность, огромная сила воздействия, которые, особенно в концерте Брамса, воспринимаются чуть ли не как волшебство. Редко можно найти музыканта столь чуткого и внимательного к биению внутренней жизни. Все звучало как непрерывный внутренний монолог-исповедь. Мастерство доведено до высшей степени совершенства, до той легкости, когда захватывающие дух пассажи кажутся естественными, как дыхание. Слушая ее исполнение, убеждаешься, что артистка от рождения наделена необычайным талантам и поразительной интуицией.

Об этом свидетельствует и ее биография. Она родилась в Германии, в семье музыканта. На скрипке начала играть с трех лет. Через год она стала учиться в Высшей школе музыки в Мангейме (класс Валерия Градова), став самой юной учащейся за всю историю школы. Затем продолжила образование в классе Захара Брона в Высшей школе музыки в Любеке, а семь лет в классе Дороти Делэй в Джульярской школе в Нью-Йорке.

Клара-Джуми Кан – лауреат множества Международных конкурсов, в числе которых и Конкурс им. П.И.Чайковского. Выступает она в крупнейших центрах мира, сотрудничая с ведущими оркестрами под управлением выдающихся дирижеров. Играет на скрипке «Экс-Штраус» работы Антонио Страдивари (1708), предоставленным корейским Kультурным фондом Samsung.

ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОНЦЕРТА БЫЛО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПЯТОЙ СИМФОНИИ ШОСТАКОВИЧА – классичном во всех смыслах этого слова. Исполнение оркестра под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Сергея Смбатяна показало большой диапазон возможностей коллектива. Партитура Шостаковича была прочитана очень строго, с хорошим ощущением стиля и вместе с тем эмоционально и выразительно. Исполнение высветило нечто индивидуальное – ощущение спокойной грации, строгой чистоты, искренности и настоящего драматизма. Изящество, напор, внутренняя энергия в быстрых частях сменялись углубленным лиризмом.

Около 77 лет минуло с момента создания Пятой симфонии, но и сегодня эта гигантская трагическая фреска поражает беспримерной смелостью автора – новатора, который рискнул отразить в музыке всю сложность и противоречивость жизни своего времени. Он претворяет на новом витке истории классическую бетховенскую идею «через борьбу – к победе», «через тернии – к звездам». Это гимн человеческому мужеству. Оркестр под управлением Сергея Смбатяна играл в этот вечер особенно увлеченно, темпераментно и артистично, чему явно способствовала и особая аура зала.

В какой-то миг мне почудилось, что в зале сидит Татьяна Багратовна и сияющими глазами, с гордостью и радостью следит за профессиональными дирижерскими жестами своего внука, посылающего в зал армию звуков. Воистину, ничто в этом мире не проходит бесследно.