Логотип

ОСТАНОВКА ПО ЗАКОНУ

Пожалуй, любой из наших сограждан в последние дни уже ушедшего года имел возможность полноценно почувствовать себя сельдью в бочке, ощутить прелести невесомости. Это когда в битком набитой маршрутке силишься устоять на носке одной ноги, при этом лихорадочно думая, куда бы приткнуть другую, за что бы ухватиться, дабы не упасть. Но все попытки тщетны. А охваченная судорогой нога (ну та, которая служит точкой опоры) помогает вдруг осознать, что упасть-то все равно некуда. Маршрутка то тормозит, то трогается с места, а ее "содержимое", подчиняясь законам физики, "бултыхается" то вперед, то назад, чертыхаясь и проклиная дорогу на чем свет стоит. У пассажира такого чересчур "демократичного" транспорта возникает только одно желание — доставить такое же "удовольствие" от езды в городском общественном транспорте тем, кто ответствен за нынешнее его состояние. . .
КАЖДЫЙ РАЗ НАШИ СОГРАЖДАНЕ ТЩЕТНО ПЫТАЮТСЯ ПОНЯТЬ,
почему выпавший в последней декаде декабря снег оказывается неожиданностью для властей. Столь же тщетно власти пытаются объяснить, что сделали все возможное для устранения кризиса, — потратили столько-то тонн песка, столько-то тонн соли, повысили проходимость городских улиц для автотранспорта. Ответ этот мог бы быть убедительным, если бы результат проделанной работы ереванцы почувствовали, как говорится, на собственной шкуре. Но, как всегда, ощущения оказались иными. Например то, что маршруток в столице стало значительно меньше. Обратно пропорционально количеству выпавшего снега. И в этом "заслуга" именно столичных властей. Ведь многие маршрутные такси на линии не вышли по той простой причине, что технически не были готовы к гололеду на дорогах. Между тем напомним, что эти машины прошли техосмотр в рамках соответствующего тендера на обслуживание маршрутов. Не будем забывать и того, что ответственной структурой за проведение этих конкурсных мероприятий является именно Управление транспорта мэрии. И кто как не оно должно было сегодня спросить у владельцев маршрутных линий, почему транспортные единицы не готовы к зиме. Почему на маршруты не вышло столько машин, сколько было представлено на тендере?Конечно, в непогоду, да еще и в предпраздничный период, ситуация просто усугубилась пуще прежнего. Но то, что маршрутных такси не хватает и они небезразмерные, было ясно и в обычные дни. Ясно всем, кроме правительства, инициировавшего закон об автомобильном транспорте. Последний, отметим, вступил в силу уже с начала января. Обычно в Армении законы принимаются с большим опозданием. Однако это тот редкий случай, когда речь идет о преждевременном законодательном новшестве. Дабы убедиться в этом, достаточно ознакомиться лишь с некоторыми его требованиями и представить, насколько они уместны в нынешней удручающей ситуации в сфере общественного транспорта.
ИТАК, СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАКОНУ, категорически запрещается увеличение сидячих мест, в частности в маршрутках, путем установки дополнительных "самодельных" кресел и сидений. Мотивируется это необходимостью соблюдения правил безопасности при перевозке пассажиров. Конечно, было бы глупо говорить о нецелесообразности такого ограничения. В конце концов от этого зависит жизнь и здоровье людей. Однако, с другой стороны, в нынешних условиях, когда в столице ощущается явный дефицит транспорта, не менее глупо рассчитывать на беспрекословное соблюдение данной правовой нормы. Она будет просто нарушаться, что, без сомнения, будет оправдываться интересами тысяч ереванцев. Правда, в случаях, когда дорожно-патрульной полиции срочно понадобится пополнить свой и государственный бюджет за счет штрафных санкций, начнутся пресловутые рейды. А в обычное время закон будет игнорироваться по причине отсутствия физической возможности его соблюдать.
Другое требование упомянутого закона тоже никак не вяжется с нынешними условиями функционирования столичного транспорта. Дело в том, что закон оговаривает права и обязанности водителей маршрутных такси в плане посадки и высадки пассажиров в строгой увязке с остановками. Между тем, по утверждению специалистов, в Ереване должно быть всего чуть более 800 остановок общественного транспорта. Однако по сей день лишь 80 из них оборудованы павильонами и знаками. Это фактически означает, что лишь 10 процентов столичных остановок имеют соответствующий облик. О местах остальных же 90 процентов пассажирам и водителям надо догадываться или вспоминать. Повторюсь, в нынешней плачевной ситуации в некоторых пунктах уже действующего закона наличествуют ссылки именно на остановки, которых по сути нет. Согласитесь, налицо очередной курьез, которым часто веселят нас отечественные парламентарии.
ВПРОЧЕМ, РАЗ УЖ ЗАКОН ВСТУПИЛ В СИЛУ, хотя и явно преждевременно, тем не менее общественности будет небезынтересно ознакомиться с некоторыми его требованиями. Особенно по части остановок транспорта. Так вот, отныне если в маршрутном такси нет свободных мест, то водитель может остановить машину в разрешенных местах по требованию пассажира для его высадки. А для посадки пассажира останавливаться не имеет права даже на остановках. Если же свободные места есть, то останавливаться можно опять же в разрешенных местах по требованию голосующего. Что же касается свободных мест, то в данном случае имеются в виду исключительно сидячие места. А их увеличение, как уже выше было отмечено, за счет различных табуреток, скамеек, чужих коленок и всего того, на что может присесть пассажир, строго запрещено.