Логотип

«АПОСТОЛЫ ТЬМЫ» — НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!

 «МЫ ОБРАТИЛИСЬ К ОЧЕНЬ ТОНКОЙ ТЕМЕ — ЭТО ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ СЛЕПЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ. И надо было подойти к материалу очень осторожно, чтобы суметь выразить то, что мы хотели, и не оскорбить ничьих чувств. Скажу больше — спектакль не о слепых людях, а о зрячих. «Чтобы увидеть правду, глаза не нужны», — говорит герой этой пьесы. А зрячие эту правду порой не видят, будто они слепые. Мне бы хотелось, чтобы внутри нас всегда жил тот свет, который ищет герой нашего спектакля», — говорил Людвиг Арутюнян на пресс-конференции, предшествующей премьере.

 Спектакль «Апостолы тьмы» поставлен по мотивам — вот уж точно «по мотивам»! — произведения «В пылающей тьме» Антонио Буэро Вальехо, знаменитого автора знаменитой пьесы «Сон разума» со знаменитой цитатой «Сон разума рождает чудовищ». «В пылающей тьме» — как бы предчувствие, предтеча этой цитаты. В аннотации к «…Тьме» можно прочесть: «Пьеса была истолкована некоторыми критиками как аллегория, а слепота студентов рассматривается как метафора «слепоты» испанского народа в его пассивном принятии франкистского государства. Роль Карлоса в пьесе аналогична роли Франко: как и каудильо, Карлос убеждает слепых студентов поверить, что они довольны своим нынешним состоянием. Карлос также убивает сопротивление, то есть Игнасио, подобно тому, как Франко приказал убить лидеров республиканского сопротивления»…

 'Апостолы тьмы' Полный какого-то неспециального трагизма голос молодой актрисы Лилит Харатян берет за самое сердце, и под звуки баллады о тьме молодые актеры исполняют сложносочиненный ворожащий танец, мерцающую в синем свете «макабарскую пляску». Это начало спектакля, его невероятно красивая и сразу задающая высокую планку экспозиция.

 Для реализации нового большого проекта Людвиг Арутюнян, автор «Княгини павшей крепости» — лауреата премии «Артавазд»- 2024 в номинации «Лучший спектакль года», собрал прекрасную команду единомышленников. Акоб Погосян, фантастический художник по свету гюмрийского театра, дебютировал в этом спектакле в роли художника-оформителя, выстроив по всему периметру сцены огромную, почти пинкфлойдовскую стену с высоченными дверями. В каждом их открывании-закрывании ощущается угроза безвозвратности. Лусине Хачатрян создала костюмы-метафоры «всеобщего равенства и тотального счастья». Эстетные дансантные фрагменты, поставленные замечательным хореографом Ариной Араратян, становятся не интермедиями, но итоговыми формулами происходящего.

Но самое интересное: режиссер проявил невероятную отвагу, можно сказать, безумство храбрых — главные, да и неглавные роли в спектакле он доверил не просто молодым артистам, но студентам гюмрийского филиала ГИТиК-а. И рядом с мастерами сцены Ованнесом Ованнисяном, Тиграном Габояном, Нарой Сантоян они были органичны и точны. Ну, а уж о фактурах представителей молодого поколения гюмрийских актеров, местами вполне голливудских, нужно слагать отдельную песню.

 ПО ФАБУЛЕ, КОНСТРУКЦИИ ТЕКСТОВ И МЕССИДЖАМ «АПОСТОЛЫ ТЬМЫ» ПОХОЖИ, как брат-близнец, на «Полет над гнездом кукушки» Кена Кизи, только действие разворачивается не в психушке, а в институте для слепых. Здесь все настолько идеально устроено, и студентам так навязчиво, по сто раз на дню напоминают о том, что они абсолютно счастливы, если в это все уверовали. А потом в институте появляется Игнасио — тот, кто не готов смириться со своей слепотой. Он сеет в этом насквозь фальшивом «эдеме» сомнение, он заставляет смотреть правде в глаза. Истина же раскроется потом — когда Игнасио уже не будет в живых. Истина о том, что «эдем» на самом деле был тюрьмой, на которой делались большие деньги, что преподаватели, убеждающие «мы такие же слепые, как и вы», смотрели на жизнь широко раскрытыми, вполне себе зрячими и жадными глазами…

 Все эти, такие узнаваемы и актуальные перипетии становятся невероятно действенными благодаря тому, «как это сделано». Сделано — великолепно! С использованием всего арсенала современного театра, с очень «стреляющими» решениями и при этом сценами, полными невероятной красоты и театральной магии.

 «Так случилось, что в последние годы мы представляем на суд зрителя достаточно широкоформатные проекты. Я выбрал эту пьесу очень целенаправленно. Ведь каждый такой выбор — это стремление высказать через персонажей пьесы, их языком все, что тебя беспокоит. Лично для меня было очень важным высказывание о том, что человек ни при каких обстоятельствах не должен терять света в душе, не должен впадать в уныние, но должен непременно найти в себе силы выйти из тьмы на свет», — говорит Людвиг Арутюнян.

 Финал «Апостолов тьмы» ослепителен во всех смыслах. Вот они выстроились на сцене — студенты этого странного института, сбросившие с себя флер фальши и обмана и готовые выйти в большую жизнь. И тогда начинается падение стены — сначала отдельными всполохами, потом все быстрее, мощнее, огромными белыми снопами-зарницами стену разрушает свет… Ведь этот свет безусловно наступит — а как же иначе?