Логотип

«ПОСЛЕ ХЛЕБА САМОЕ ГЛАВНОЕ – ШКОЛА И АРМИЯ»

ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВАХ ВЕЛОСЬ НА ГРЕЧЕСКОМ И АССИРИЙСКОМ ЯЗЫКАХ. Творец армянского алфавита Месроп Маштоц в начале V века стал открывать школы в Утике и Арцахе. Наибольшую известность приобрела школа при монастыре Амарас. При царе восточных армянских земель Вачагане Благочестивом школьная сеть расширилась. В начале сборника приводится очерк директора школы Аветараноца Ивана Атаяна (это отец автора-составителя), который с 1965-го по 1998-й годы руководил педагогическим коллективом, являлся народным учителем СССР.

Название села, по преданию, восходит к временам правления царя Вачагана. Он здесь в V веке читал Евангелие, поэтому назвали Аветараноц. То есть по меньшей мере 1500 лет назад здесь жили армяне. Что касается даты появления школы в современном смысле этого слова, то по архивным сведениям вырисовывается следующая картина. В 1841 году дети Аветараноца учились в школе монастыря Амарас. В 1869-м уже в Аветараноце при церкви Св. Богородицы действовала школа, в 1873-м здесь было 20 учеников, которых обучал священник Александр Амирянц. А в 1874-м после письма Католикосу открывается приходская школа, которая потом стала семилетней, средней и действовала до осени 2020 года, до изгнания армян из села — административного центра меликства Варанда.

В очерке Ивана Атаяна подробно представлен путь школы в советский период. Он называет имена учителей, превративших школу в очаг образования, широко известный далеко за пределами Арцаха. О себе директор скромно умалчивает. Между тем Иван Айрапетович внес огромный вклад в жизнь школы.

В конце сборника есть мнения многих известных ученых, деятелей культуры об Атаяне. Среди них президент НАН РА Ашот Сагиян, его предшественник на посту Радик Мартиросян, академик Юрий Суварян (выпускник школы), доктора и кандидаты наук. Приведу лишь отрывок из впечатлений доктора физико-математических наук Айка Саркисяна. Он восхищен школьным кабинетом физики и астрономии, оснащенном демонстрационными материалами и лабораторными установками, которые ориентировали детей, прививали любовь к науке, способствовали выбору технических профессий. А ученические производственные бригады (первые в Арцахе) воспитывали любовь к труду.

ПО ИНИЦИАТИВЕ ДИРЕКТОРА ШКОЛЕ ВЫДЕЛИЛИ 32 га, ЗДЕСЬ БЫЛО ПОСАЖЕНО более 3 тысяч деревьев, выращивали картофель, кукурузу. Дети зарабатывали на «карманные расходы», проникались любовью к земле. В школе были театр, музей. Саркисян, обобщая сказанное, подчеркивает: «Перефразируя немецкого генерала, отмечу, что Первую Карабахскую войну выиграл именно армянский Учитель. Иван Атаян является ярчайшим примером именно такого образа школьного Педагога».

В сборнике много места уделено учителям. Более 90 из них представлены с краткой биографией и фотографиями. На отдельной странице приведены просто фамилии других педагогов, работавших в разные годы. Собрать весь этот материал автору было сложно. В отдельной главе рассказывается о выпускниках, отдавших жизнь за свободу Арцаха. Их 45 человек, погибших в разное время: от начала 90-х до осени 2023-го. Многие удостоены высоких наград.

В разделе «Выпускники» можно встретить людей самых разных профессий и званий. Да, за все годы школа дала 14 золотых и серебряных медалистов. Но все-таки удивляешься количеству докторов наук (7!), среди которых и член-корреспондент НАН РА Александр Манасян. Кандидатов наук «всего» 4. Есть и военные: полковник Роберт Каграманян и четыре подполковника. Впрочем, это, пожалуй, не столь удивительно. Ведь в Аветараноце родился генерал-лейтенант русской армии Валериан Мадатов (1782-1829), герой многих сражений — от Отечественной войны 1812 года до войн с Турцией и Персией. Похоронен в С.-Петербурге. Накануне Арцахской войны в Аветараноце раньше многих создали отряд добровольцев под руководством Гамлета Степаняна. Эти ребята участвовали в освобождении Шуши.

Из избравших мирные профессии много председателей родного колхоза, руководителей общины в постсоветское время, заслуженный врач Георгий Мнацаканян, чьим именем названа больница села. Среди писателей, журналистов превалируют женщины: Нвард Авакян, Вардуш Багдасарян, Зоя Арзуманян, Ирина Овсепян. Сборник завершает стихотворение поэтессы, доктора филологических наук Зинаиды Балаян, посвященное 150-летию родной школы, храма образования, которую академик Юрий Суварян не без основания называл наследницей школы, основанной Месропом Маштоцем в Амарасе.

За прошедшее с 1874 года время здесь побывали, встретились с учениками Раффи, Лео, артист Ованес Абелян, писатели Серо Ханзадян, Сильва Капутикян, Леонид Гурунц, композитор Алексей Экимян, гусаны Шаэн и Ашот, многие другие деятели армянской культуры. В память о директоре Иване Атаяне перед школой был установлен его бюст, учреждена медаль, проводились «Атаяновские чтения». Сегодня все школы Арцаха оккупированы бандитским режимом государственного образования, чей исторический стаж еще только приближается к возрасту школы Аветараноца, но мировому сообществу нет до этого дела, как и до вторжения турок и израильтян в Сирию и планов Эрдогана возродить Османскую империю. Политические болезни (в том числе, шизофрению) нужно лечить вовремя, запустишь — дороже обойдется.

…МНОГО ЛЕТ НАЗАД, В ДЕКАБРЕ 1995-ГО МНЕ ДОВЕЛОСЬ ПОБЫВАТЬ В ШКОЛЕ, поговорить с Иваном Айрапетовичем. Помню его слова.

— Есть ценности для всех времен — Родина, мать, правда, добро. Именно на них мы стремимся ориентировать детей. Пробелы по другим предметам можно наверстать. Нравственное уродство неизлечимо…

В предисловии автор сборника Камо Атаян с болью пишет, что 150-летие школы пришлось отметить не в Арцахе. Но верит, что арцахцы вернутся на родную землю. Учительнице армянского языка Арусяк Багдасарян осенью исполнился 101 год. Она надеется, что 1500 жителей Аветараноца увидят родное село.

Что произойдет с нами дальше, покажет время и люди, которые творят это время. А тем, кто только вступает в жизнь, нужно хорошо запомнить слова Ивана Атаяна: «Для армянского народа после хлеба самое главное — школа и армия». Это изречение стоит распространить во всех армянских школах.