ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА ТРУДОВОЙ КОДЕКС РА ПОДВЕРГСЯ МАСШТАБНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ, но много ли работников знают о своих правах, а если и догадываются, то в состоянии ли их отстаивать. Инспекционные органы здравоохранения и труда бездумно объединили в одно ведомство, чем снизили эффективность и без того не слишком действенного надзора в сфере трудового права.
Но самое главное и одновременно странное, что на фоне декларативных заявлений чиновников о неуклонном росте числа рабочих мест и многочисленных вакансиях работники почему-то боятся сказать что-то поперек работодателю, опасаясь лишиться своего места. Понятно, что, если бы на рынке труда действительно имелось много вакансий с достойной оплатой, то и работники были бы посмелее в отстаивании своих прав, и работодатель бережнее относился к своим кадрам, стремясь сохранить их.
Вообще основная цель трудового законодательства любой страны – защита прав и законных интересов не только работников, но и работодателей, то есть власти должны стремиться к сбалансированности интересов этих двух категорий граждан, достижению трезвого компромисса. Между тем, может создаться иллюзия, что в Армении права работника защищены чрезмерно, то есть в законодательстве произошел крен в пользу наемного труда – в частности, в Трудовом кодексе весьма подробно, в 10-ти статьях, и любовно расписан порядок проведения забастовки. Но о многих ли забастовках вы слышали при массовых нарушениях прав работников?
Вот и получается, что строгость нормативного акта, так сказать, компенсируется… необязательностью его исполнения. В условиях сформированного правительством Пашиняна искаженного и извращенного рынка труда многие положения Трудового кодекса воспринимаются весьма комично.
Какие к черту 8 часов в день и 40 часов рабочей недели! Какие к дьяволу добавки за сверхурочную и ночную работу или за работу в праздничные дни и на вредных/опасных производствах! На многих предприятиях рабочую силу используют и нещадно эксплуатируют столько, сколько надо руководству – больше 8 часов в день, по субботам, воскресеньям и праздникам, то есть в дни отдыха, и о дополнительной оплате в 50%-100% даже и речи нет. Более того, многих людей, особенно молодых, принимают на работу на 2-месячный испытательный срок, но под этим предлогом не оплачивают его, хотя в Трудовом кодексе недвусмысленно сказано, что испытательный срок – это также зарегистрированная и оплачиваемая работа.
В свое время Трудовым кодексом справедливо запрещалась работа на госслужбе или в органах местного самоуправления близких родственников, если их должности связаны непосредственным подчинением или контролем. Нам не удалось выяснить, уцелела ли данная норма в результате многочисленных изменений трудового законодательства при правительстве Пашиняна. Одно из двух: либо норма действует, и ее сплошь и рядом нарушает сама власть, считающая кумовство в порядке вещей, либо неудобную для правящей элиты норму попросту ликвидировали – и все дела.
Сообщим также, что по новой редакции закона пенсионный возраст уже не считается основанием для увольнения с работы, если не против работодатель. Пересмотрена и статья об отпуске, отправляться в который (опять же если работодатель согласен) можно и раньше отработанных минимум 6-ти месяцев. Кроме того, если сотрудник не уходил в отпуск по своему желанию в течение 2,5 лет, то работодатель имеет право отправить его в отпуск без заявления, чтобы избежать штрафов от инспекционного органа.