Демонтаж оптиковолоконного кабеля в Грузии — взгляд из Армении
Географическое положение Армении предполагает наличие различных рисков при осуществлении современных телекоммуникаций, основой которых являются оптиковолоконные кабели. Среди множества рисков — отключение линий связи из-за экономических проблем игроков рынка. Однако телекоммуникационные компании, имеющие опыт предоставления услуг, обычно никогда не отключают группы пользователей, тем более пользователей целой страны — это может привести к полной потере доверия. Обычно идет борьба — у кого крепче нервы и кто первый "потупит взгляд" (свежий пример, правда из несколько другой области, спор Белоруссии и России о нефтяном транзите).
В СИТУАЦИИ С ГРУЗИНСКИМ МАГИСТРАЛЬНЫМ ОПТИКОВОЛОКОННЫМ КАБЕЛЕМ просматривается экономический интерес монополиста (Объединенная телекоммуникационная компания — ОТК) получить как можно больше за использование своих инфраструктур со стороны потенциального конкурента (компания "Фоптнет") или вынудить конкурента продать свой бизнес.
В Армении можно ожидать некоторого повышения стоимости оплаты за услуги по транзиту армянского трафика, т. к. длина кабеля в используемом трубопроводе компании ОТК составляет 130 км, а это существенная часть общей длины кабелей "Фоптнета". Ради справедливости отметим, что предыдущая цена в 34 лари за один километр (около $18) хорошо согласуется с ценами в регионе за подобную услугу, и ее увеличение в 20 раз до $360 (такие цены даже в Москве не применяются) заставляет задуматься.
Возможно, "революция роз" привела к переделу влияния в данной сфере и стрелы направлены против бывшего министра связи Грузии, стоящего за "Фоптнетом". Не исключено, что это своеобразный ответ компаниям, владеющим акциями "Фоптнета", в русле газпромовских методов. Ну и совсем банальное предположение — ОТК просто хочет завладеть междугородным и международным кабелем. Отметим, что, в отличие от Армении, в Грузии услуги местной связи и услуги междугородной связи предоставляются различными компаниями.
Без сомнения, экономический спор будет разрешен, тем более что в Грузии действует едва ли не первый в СНГ независимый регулирующий орган в области связи, который имеет все возможности вмешаться в ситуацию, если она станет критической. С другой стороны, сам регулятор утвердил такую цену за использование трубопроводов компании ОТК. Этот тариф позволил финансовому директору ОТК заявить о возможных проблемах для "Фоптнета" и для операторов Армении и Азербайджана, если будут применены "радикальные меры" (т. е. демонтаж кабеля). В этой связи необходимо отметить, что ситуация, когда спор между владельцами бизнеса из Казахстана (ОТК) , с одной стороны, и нескольких стран ("Фоптнет") — с другой, может привести к проблемам в телекоммуникационной отрасли Армении, неприемлема ни с какой точки зрения. Перерыв в работе того же оптиковолоконного кабеля с 4-го по 28 августа 2006 года показывает, каково быть в таком унизительном положении.
ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ ДЛЯ НАС БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН ЕЩЕ В 1992 ГОДУ, когда с представителями Ирана была достигнута принципиальная договоренность о прокладке второго оптиковолоконного кабеля через Мегри. К сожалению, это удалось сделать только в 2005 году, причем до сих пор использовать этот кабель для широкополосного соединения невозможно. По утверждению руководства "АрменТел", с 2005 года ведутся переговоры с иранской стороной по данному вопросу, но пока безуспешно. Даже во время аварии в августе 2006г. иранский маршрут задействовать в полной мере не удалось. Что касается другого альтернативного кабеля, проходящего вдоль железной дороги, то он пока не задействован в полной мере и оперативно использовать его в случае аварии вряд ли удастся.
В отличие от газа, в сфере телекоммуникаций есть альтернативное решение проблемы — космическая связь. Очень хочется надеяться, что "АрменТел" сделал выводы из прошлых проблем и сегодня имеет в резерве достаточно емкостей для обеспечения бесперебойной связи в случае применения "радикальных" мер со стороны ОТК против "Фоптнета". Ну и совсем уж обнадеживающая новость — с февраля этого года альтернативным операторам Армении можно будет ставить свои станции космической связи, независимые не только от "АрменТел", но и от беспокойных хозяйствующих субъектов — это долгожданное постановление Армянской комиссии по регулированию естественных монополий.
А пока будем ждать, как там разберутся между собой хозяйствующие субъекты разных стран — может, пронесет, оптика все-таки лучше космической связи.