Логотип

ВЫСОКАЯ МИССИЯ ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА

Армении, вынужденной постоянно обороняться от многочисленных захватчиков, всегда было жизненно важно иметь боеспособную армию. С принятием христианства государственной религией царь Трдат III повелел совершать в войсках крещение и причастие. Однако со временем эта традиция была утрачена.
. . . На рубеже XII-XIIIвв. амирспасалар Закарэ задумался над тем, что в военном походе нет возможности совершать христианские обряды. Вардапеты рассказали ему, как при великом царе Трдате шатер и алтарь перевозили по царскому стану и как при святых Вардане и его сподвижниках крещение и причастие совершались в стане войск. Вспомнили и о том, как святые мученики Хиберикос и Филофеос написали иерею Иаковбосу: "Приходи к нам, захватив с собой сосуды для обедни и рог с елеем". Имена этих мучеников сохранились исключительно благодаря армянским источникам, с которых и были сделаны последующие переводы. Тогда великий военачальник сказал вардапетам: "Дайте мне предписание, чтобы и я возил за собой священников и шатер для обедни". И ответил ему великий вардапет Мхитар Гош: "Мы не можем сделать этого без повеления католикоса армян и царя Левона".
Закарэ написал послание армянскому католикосу и царю Левону. Собрав вардапетов и епископов, царь Левон спросил их мнение о просьбе Закарэ. И те отправили на Восток такое письмо: "Великий спарапет и шахиншах восточных областей Закарий, изучив отмененные и искаженные за время порабощения страны иноземцами христианские порядки, созвал собор вардапетов, епископов, отцов церкви и иереев, кои, обсудив, нашли просьбу его соответствующей божественным книгам. Затем послал он грамоту Христом венчанному царю армян Левону, что восседает в краях западных, в стране Киликии. И тот собрал в стольном городе Сисе католикоса Давида совместно с вардапетами и епископами и особножитными отшельниками, кои нашли просьбу его не суетной и согласной с апостольскими канонами. Отметив главы канонов (числом 8) , послали их:
1. Служить литургию согласно уставу при участии святого причетника и дьякона.
2. Отмечать праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 6 апреля, на какой бы день он ни пришелся; праздник Успения ее — 15 августа; праздник Воздвижения Святого Креста — 14 сентября. Также и другие праздники мучеников, на какой бы день они ни приходились, соответственно памяти каждого из них.
3. Накануне праздников Богоявления и Пасхи поститься до вечера и не разговляться не чем иным, кроме как рыбой и постным маслом.
4. Признавать написанный образ Спасителя и всех святых и не отвергать их как образы язычников.
5. Служить обедню и по живым.
6. Духовным лицам мясо не есть.
7. Рукополагать в причетники и затем, лишь спустя много дней — в дьяконы, а потом, по исполнении возраста — в священники.
8. Членам братии пребывать в монастырях и отдельного имущества не приобретать".
Католикос Иованнес, пребывавший в крепости Ромейской, "послал Закарэ шатер с куполом в виде церкви, мраморный алтарь и иные приспособления для обедни; епископа по имени Минас, дьяконов, причетников и сладкогласных священников, поющих во время обедни".
Обрадованный Закарэ повелел созвать собор в городе Лори, пригласив ахпатского епископа Григориса, анийского епископа, бжнийского, двинского, карсского, а также вардапетов и настоятелей монастырей вместе со священниками и другим светским людом. Он хотел поставить шатер и служить обедню.
Были там известные вардапеты того времени: Мхитар Гош, "основатель монастыря Гетик, человек мудрый и скромный, прославившийся как ученый вардапет", Давид Кобайреци из Ахпата, Иованнес, ставший настоятелем Санаина после смерти вардапета Григора, которого называли сыном Тута, воспитатель ишханов (Закарэ и Иванэ) Григор из Кечарука, которого называли Моноником, Туркик из Техеника, Егия из Авуц-Тара, Григор Двинеци, Саргис, отшельник из Севана и многие другие. Некоторые из них согласились с приказом католикоса и царя, часть не согласилась признать его. Начались разногласия. Тогда ишхан Закарэ послал людей в подвластные ему монастыри и насильно заставил их отмечать праздники Успения Богородицы и Воздвижения Святого Креста не в воскресенье, как было у них принято, а в тот день недели, на какой пришелся праздник.
С давних пор не отмечали праздники в любой день недели, дабы не нарушать из-за праздника пост, и божественную литургию не служили с дьяконом и причетником, а только священники прислуживали друг другу. Киракос Гандзакеци считал, что это вошло в обычай в связи с владычеством мусульман, которые не позволяли армянам открыто совершать свои христианские обряды; они даже не решались оставлять в час таинства двери церквей открытыми, дабы иноплеменники не совершили какого-либо злодеяния.
Закарэ прекрасно знал Евангелие и стремился до каждого воина донести Слово Божие, которое укрепляет дух на полях сражений: "Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча".
В 1207 году Закарэ вновь приказал созвать собор в стольном городе Ани. Собрались все те же епископы и вардапеты. Происходил собор в преддверии праздника Рождества и явления Иисуса Христа. Прибыв на собор и видя продолжающиеся разногласия, Мхитар Гош (великий вардапет, как его называли) обратился к ним: "Вы беспокоитесь о народе нашем, как бы он с помощью этих обычаев не смешался с грузинами, а я беспокоюсь о военачальнике нашем, как бы он, подобно брату своему, не стал грузином (национальность в тот период определяли по вероисповеданию). Почему же вы обвиняете меня, раз у него есть приказ католикоса и царя Левона поступить так". Вардапет Мхитар стал заступником многих епископов, которых Закарэ отправил на чужбину за непослушание. Так усилиями амирспасалара Закарэ и великого вардапета Мхитара Гоша были введены в армии передвижные алтари для ведения службы.
Мы не всегда помним о том, что каждый мирный день нашей жизни обеспечен боеспособностью нашей армии, которая всегда должна быть готова к встрече с видимой опасностью и "невидимым" спасением. Духовное служение в армии осуществляет служба главного капеллана. С современным состоянием этого вопроса нас знакомит главный капеллан Вооруженных сил РА — иеромонах отец Норайр СИМОНЯН:- Так как долгое время в Армении не было светской власти, Церковь выполняла ее функции: образование, искусство, правосудие, вооруженные силы и так далее — все было в ее ведении. Споры о том, нужны ли передвижные алтари для ведения в них службы, велись церковными служителями и в средневековье. И было решено создать условия, чтобы по мере передвижения войск и во время несения службы воины могли причащаться Плоти и Крови нашего Спасителя.
В 1918-1920гг. , во время Первой Республики, в армии были полковые священники. Тогда Католикос Геворк V предложил епископу Хорену Мурадбекяну подготовить постановление о духовном обслуживании военных. К сожалению, с изменениями, происшедшими в 1920 году, этот институт был упразднен.
В условиях независимой Армении, в частности в период карабахского конфликта, священники сражались наряду с военными, и у них появилась возможность войти в армию. В 1997 году Католикос Гарегин I и министр обороны Вазген Саркисян упорядочили этот вопрос, и первые 8 дьяконов были призваны как духовные советники согласно соглашению, достигнутому между Министерством обороны и Первопрестольным Святым Эчмиадзином 14 сентября 2000 года. Уже официально духовные служители были признаны духовными наставниками в воинских частях.
Сегодня около 30 священников несут свою службу в воинских частях. Их основная роль — знакомить солдат с историей христианства в Армении, с понятиями Родина, патриотизм, ибо служить Родине, народу — их святая обязанность. В армии служат и дети из семей сектантов, которые незнакомы с Истинным Учением. Священники должны быть внимательны и к тому, чтобы не велась агитация со стороны родителей, друзей, посещающих сектантов во время службы в армии. Безусловно, в функции духовного наставника входит и формирование или корректировка морального облика молодого солдата, поэтому ежедневно священник вместе с замполитом посещает позиции.
От командования российских войск к нам поступило предложение, чтобы наши священники служили и в частях российской армии, дислоцированных в Армении. Из-за нехватки кадров мы пока не можем удовлетворить всех желающих, но ведем работу таким образом, чтобы там, где есть армянские и российские части, наши священники обеспечивали и их духовные нужды.
Известно, что российско-армянское духовное, культурное, экономическое, военное содружество насчитывает более 1000 лет, что подтверждается сведениями, донесенными до нас Агатангелосом, летописью Нестора, Кагакатванци и др. Именно в знак военной поддержки и в благодарность армянам Иван Грозный повелел один из алтарей собора Василия Блаженного возвести в честь Григория Просветителя, о чем и гласит надпись на русском и армянском языках. Общность религий, культур, духовных интересов связала наши народы. Со своей стороны мы свято чтим память тех россиян, которые погибали, освобождая армян от чужеземного ига. В километре от Эчмиадзина высится обелиск воинам, павшим в сражениях 1827-1828гг. По распоряжению Католикоса Гарегина II с 2003 года за памятником ведется постоянный уход. То же следует сказать относительно Казачьего храма в Арцахе, других храмов и памятников. Ныне налаживаются связи армянских военных священников с синодальным отделом Патриархии, координируется работа между Россией, Грецией, Англией, Францией, Арменией; проводятся лекции для замполитов, воинов, военных священников.
Храм — это утверждение духовных ценностей, за которые погибают люди. Но следует помнить: "Единство — в главном; Свобода — во второстепенном и Любовь — во всем".