Логотип

ПОСАДКА НА ОДНОМ КРЫЛЕ

В преддверии 2025 года многие высшие должностные лица Армении выступили с праздничными посланиями в духе «все хорошо, прекрасная маркиза». В их ряду оказался, в частности, министр экономики Геворг Папоян, который «с удовлетворением отметил, что для экономики нашей страны 2024 год был удачным». «Зарегистрированные в течение года высокие показатели укрепили оптимизм в том отношении, что созданы реально стабильные предпосылки для дальнейшего экономического последовательного развития», — написал он, попутно выразив уверенность, что «совместными усилиями мы сможем выявить наш реальный потенциал и достичь новых высот».

 МИНИСТР ВОВСЕ НЕ СЛУЧАЙНО УПОТРЕБИЛ ВЫРАЖЕНИЕ «РЕАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ», поскольку после ослабления, а в некоторых случаях и нейтрализации благоприятных внешних факторов правительству Пашиняна ничего и не остается, как надеяться исключительно на собственные возможности. А вот с достижением «новых высот» Папоян явно погорячился – речь, скорее, может идти об оставлении завоеванных позиций и неуклонном спуске с них вниз.

 «Удачный» для властей ушедший год выразился, прежде всего, в том, что заложенный в госбюджете-2024 показатель экономического роста в 7%… оказался недостижим. Сначала министры экономического блока, подстраховавшись еще до подведения годовых итогов, заявили о 5,8%, а за несколько дней до Нового года уже говорили о 5-5,5%. Заодно очертили и контуры «новых высот», заложив в бюджет уже на наступивший год не 7% и даже не попавшие в первоначальный вариант госбюджета 5,6%, а гораздо более скромные 5,1%. Это, по-видимому, и есть предельные возможности армянской экономики.

 Исходя из этого, ожидания на этот год могут варьироваться в диапазоне от мягкой посадки до жесткой. Тем более, что Армения начинает 2025 год очередным повышением налоговой нагрузки на граждан и бизнес, сужением бюджетного стимула в плане льгот и преференций, а также объявленной министром финансов Ваге Ованнисяном массовой экономией и сокращением целого ряда программ и соответственно расходов.

 Среди вершин, которыми овладела нынешняя власть, не числится повышение ни пенсий с пособиями, ни минимальной зарплаты – зато присутствует решимость овладеть новыми долговыми вершинами. На этом фоне львиная доля населения буквально опутана дорогими кредитами. Так, за годы правления Пашиняна комбанки увеличили объем ипотечного кредитования на $2,7 млрд, а потребительского – на $1,7 млрд (для сравнения – рост промышленных кредитов составил всего $40 млн).

 При этом внешние условия остаются сложными, а неопределенность – высокой. И еще большой вопрос, есть ли у правительства Пашиняна тот запас прочности, который способен уберечь страну от жесткой посадки. По-прежнему бездумно тратить бюджетные деньги не удастся, а уровень госдолга уже выше половины ВВП Армении.

 Таким образом, переход страны в новую реальность с опорой на собственный потенциал будет очень и очень непростым. 2024-й стал годом исчерпания сложившейся модели роста с опорой на внешние блага и бюджетный импульс. Все, что можно было легко получить и легко потратить, уже сделано. Все «низко висящие плоды» правительством уже сорваны и с аппетитом съедены – теперь предстоят только сложные и дорогие решения, когда придется чем-то жертвовать. И это, согласитесь, не самый лучший для власти расклад в последний предвыборный год.