Решение ЦБ Армении о ставке рефинансирования – всестороннее и не концентрируется на одном факторе, заявил глава регулятора Мартин Галстян, отвечая на вопрос агентства «АРКА» о возможном влиянии таможенных войн, в частности, со стороны США, на уровень инфляции в Армении.
«Тот фактор, который вы указали (таможенные войны — прим.), важный, но не единственный», — сказал он на пресс-конференции во вторник. По его словам, возможные торговые войны, закрепление инфляции на определенно более высоком уровне в их результате, а также, вероятно, более высокая нейтральная ставка находятся в центре внимания ЦБ. Галстян указал, что, с точки зрения всех аналитиков, объявленные США дополнительные пошлины на все товары является не единоразовым действием, а «началом долгого процесса переговоров.»
«Поживем — увидим, не хочу сейчас делать какие-то умозаключения. Мы при получении информации анализируем ее, интегрируем в механизм принятия решений», — сказал глава ЦБ.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: С ГЛАВОЙ ЦБ НЕЛЬЗЯ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ТАМОЖЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ, с которыми выступил Дональд Трамп уже на старте своего президентства, далеко не единственный фактор, способный повлиять на уровень инфляции в Армении. Более того, он (фактор) не только не единственный, но и не самый ключевой. Чего не скажешь о проводимой правительством Армении политике, ведущей прямиком к существенному росту инфляции, к тотальному росту цен на отечественных потребительских рынках.
Иными словами, в обозримом будущем и без трамповских торгово-экономических «затей», которые уже стали трясти мировую экономику, и, безусловно, в будущем потрясут ее (мировую экономику) еще больше, армянская власть самостоятельно справляется с обеспечением стране колоссального роста инфляции. Да и торгово-экономического, социального кризиса в целом. Речь о той самой несовместимости двух таможенно-интеграционных союзов, в одном из которых Армения сегодня членствует, а в другой хочет попасть. Что бы ни говорили армянские чиновники, уже ясно, что Еревану придется сделать выбор между ЕАЭС и ЕС, и более чем велика вероятность, что предпочтение будет отдано Евросоюзу.
И тут сразу отметим, что в качестве одного из фронтов торговой войны президент США выбрал именно Европу. Недавно Трамп заявил о намерении в ближайшем будущем ввести пошлины на импортируемые из ЕС товары. «Это точно произойдет в отношении Европейского союза. Я могу вам об этом сказать. Потому что они на самом деле пользуются нами. У нас дефицит в торговле больше 300 миллиардов долларов»,-сказал глава Белого дома. На это заявление в ЕС отреагировали предупреждением о жестком ответе. К тому же выразили сожаление в связи с введением со стороны США таможенных пошлин в отношении Канады, Мексики, Китая.
Как бы то ни было но между США и ЕС разворачивается серьезное экономическое противостояние. И именно в этот момент, буквально на старте этого противостояния Армения просится в состав ЕС. Фактически Ереван собирается на фронт экономической войны между США и Европой и намерен оказаться на стороне ЕС. О разумности подобного стремление даже рассуждать нелепо. По сути, начинается битва гигантов, крупнейших экономик мира.
Казалось бы, для небольших экономик, и тем более, совсем мизерных логичнее оставаться подальше от этого конфликта, по крайней мере до тех пор, пока стороны не придут к какому-то долгосрочному решению. Но Ереван, по сути, автоматически втягивается в противостояние, заявляя о желании экономической интеграции с ЕС. Вне всяких сомнений, что в этой ситуации Армения не может рассчитывать на какие-то дивиденды от Евросоюза.
Брюсселю сейчас не до этого. С одной стороны, европейские экономики сами в сложном положении. С другой – терки с США. Кто сейчас будет думать о содействии экономике Армении? И с какой стати? Так что, очевидно: провозглашение курса на евроинтеграцию пользы для Армении принести не может. Зато может нанести вред. Особенно если учесть, что даже в теории интеграция с ЕС чревата дезинтергацией в формате ЕАЭС на практике. И последствия этого несложно спрогнозировать. Их (последствий) много, но остановимся на одном, непосредственно связанном с темой инфляции.
Так вот, согласно данным статистического комитета РА, в прошлом году удельный вес объема импорта в Армению из стран ЕАЭС достиг 55% от общего объема импорта. Еще год назад этот показатель составлял 36,7%. Таким образом, ровно половина того импортного, что сегодня потребляется в Армении поступает из стран, с которыми Армения состоит в едином таможенном пространстве, в котором нет или минимальны таможенные пошлины. Разумеется, выход из этого пространства чреват тем, что весь импорт из ЕАЭС обрастет множеством таможенных пошлин. И, разумеется, это приведет к росту цен для армянских потребителей. И тут вновь обращаем внимание на то, что более половины всех товаров импортируется в Армению именно из ЕАЭС. Вот и получается, что в случае сворачивания или даже сокращения торгово-экономического взаимодействия Армении в рамках ЕАЭС, колоссальной инфляции избежать просто невозможно. Что это значит для страны, четверть населения которой живет за чертой бедности, очевидно.
С учетом приведенных и целой кучи других факторов, стремление Армении к членству на данном историческом этапе выглядит просто безумным…