Логотип

ЛЕГЕНДА ДЖАЗА ДЖОРДЖ АВАКЯН

Имя этого человека я впервые услышал в середине 60-х. У старшего брата было много джазовых записей, и я часто приходил к нему послушать музыку. В очередной свой визит я заметил у него новую пластинку. Аннотация к записи концерта оркестра Бенни Гудмена была написана Джорджем Авакяном. Сильно тогда удивившись (откуда в американском джазе армяне?) , я вскоре забыл об этом случае. И лишь когда сам серьезно увлекся джазом, все чаще стал натыкаться на это имя. Авакян упоминался и в связи со звукозаписью, и конкретно в связи с дисками Луи Армстронга, Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона, Дейва Брубека, Кита Джаррета, Майлса Дэвиса. . .
Джордж Авакян родился 15 марта 1919 года в России, в г. Армавире, где была большая армянская община, кстати, Джордж прекрасно говорит по-армянски. Через пару лет после его рождения семья переехала в Тифлис, а когда ему исполнилось 4 года, уехала в Америку и обосновались в Нью-Йорке. Джордж закончил здесь школу, а затем Йельский университет. Еще в период учебы в университете он начал свое сотрудничество с фирмой "Коламбия рекордс". Его основной обязанностью было разбирать архивы компании. Учителем и другом Авакяна в те годы был знаменитый продюсер Джон Хаммонд, который первым в истории за вклад в дело развития джазовой музыки получил престижнейшую награду журнала DownBeat "За заслуги в течение всей жизни" с занесением в Зал славы. Джордж Авакян получил такую же в 2000 году. . . .
В годы учебы в университете Авакян, будучи начинающим джазовым журналистом, познакомился с коллекционером и журналистом Маршалом Стирном. В те времена к записям джазменов относились потребительски и достать какую-нибудь старую, однажды изданную запись было практически невозможно. А коллекция Стирна сохранила практически все пластинки на 78 об. /мин. прошлых лет. Это была самая большая и полная коллекция джазовых пластинок в США. Джордж стал приходить к Стирну каждую пятницу после занятий и слушать все эти архивы. Именно в эти джазовые вечера он и обрел свой музыкальный вкус и знаменитое чутье. В 1940 году он предлагает фирме DECCA выпустить эдакий "подарочный набор" из шести пластинок — Chicago Jazz — и снабдить их написанной им статьей. Сразу после выхода в свет этого набора на фирме "Коламбия" он начинает издавать серию лучших записей джазовой истории — Hot Jazz Classics.
Когда началась война, Авакян уходит на фронт рядовым, а уже в 1946г. опять начинает заниматься любимым делом — копаться в музыкальных архивах "Коламбии". "Коламбия" тогда решила переиздать записи, связанные с журналом "Лайф", который первым из печатных изданий начал уделять много внимания джазу. Проект этот было предложено реализовать Джону Хаммонду. Тот отказался в пользу Авакяна — "он это сделает не хуже меня". За зарплату 25 долларов в неделю Джордж Авакян стал первым критиком, журналистом и продюсером, которому доверили составить короткую тогда еще аудиоисторию джаза. Изданные под руководством Авакяна, они стали такими популярными, что претерпели множество переизданий, дожив до эры цифровой записи.
На "Коламбии" Авакян проработал до 1958 года. К этому времени он уже спродюсировал свои знаменитые альбомы: L. Armstrong Plays W. C. Handy, который был одним из первых концептуальных, сфокусированных на творчестве одного композитора альбомов, знаменитая запись Duke Ellington At Newport, которая вернула оркестру Дюка былую популярность, лучший альбом Эррола Гарнера Concert by the Sea. Работы Дейва Брубека с Полем Дезмондом, великой исполнительницы спиричуэлзов Махэлии Джэксон, колосса саксофона Сонни Роллинса и многие другие пластинки — также дело рук Авакяна.
Джордж Авакян был новатором и первопроходцем во многих вопросах развития и становления индустрии грамзаписи. Пять из них достойны того, чтобы о них знали все. Итак, он спродюсировал первый полноценный джазовый альбом в истории грамзаписи, продумал и создал первую тематическую серию дисков, был инициатором и активным сторонником введения в практику записи долгоиграющих пластинок, был инициатором и ярым поборником записей "живых" концертов, благодаря более чем удачным записям вернул к жизни карьеры Армстронга и Эллингтона.
Отдельный разговор о взаимоотношениях Авакяна и Майлса Дэвиса. Будущая суперзвезда джаза — трубач Дэвис несколько раз обращался за помощью к Авакяну, зная, что тот вывел в звезды многих музыкантов. Но Авакян не спешил. Во-первых, потому, что Дэвис, по его мнению, был еще недостаточно хорош, а во-вторых, у Дэвиса были большие проблемы с алкоголем и наркотиками. Но, почувствовав, что молодой музыкант пропадает, Авакян сделал все, чтобы вырвать его из когтей наркозависимости, и лишь после этого предложил Дэвиса "Коламбии". С тех пор имя Дэвиса стало иконой для джазменов.
В начале 70-х Авакян был продюсером гения джазового фортепиано Кита Джаррета, а также квартета Чарлза Ллойда, в котором начинал Джаррет. Авакян также сотрудничал с разными студиями — Warner Brothers (куда его приглашали на должность президента и которую он привел к процветанию, Atlantic, RCA, выполнял разовые контракты для более мелких компаний, причем занимался не только джазом, но и молодежной музыкой.
В 1963 году он решает отойти от активной деятельности и с тех пор лишь время от времени занимается продюсированием отдельных проектов. Так, вместе с младшим братом Арамом, кинорежиссером, в 1959 году они сняли знаменитый фильм о фестивале в Ньюпорте Jazz on a Summer’s Day, вместе со своей супругой — скрипачкой и профессором Джульярдской школы Анаид Аджемян — и ее сестрой Маро всячески способствовали развитию и становлению композитора Алана Ованеса. Джордж Авакян был также одним из основателей Национальной академии звукозаписи, которая вручает знаменитую награду ГРЭММИ. Именно Джордж Авакян организовывал выступление оркестра Бенни Гудмена в Москве в начале 60-х, а потом выпустил тройной альбом Benny Goodman in Moscow, и именно Авакяна в последний год существования СССР, единственного из американцев, наградили орденом Ленина. Он автор нескольких книг.
В настоящее время Авакян живет в Нью-Йорке и занимается семейным бизнесом — коврами. А главное, он надеется закончить книгу о своей жизни, которую пишет вот уже много лет.
Обо всем этом я вспомнил в самом конце 2006 года, когда из Парижа пришла весть о том, что Джордж Авакян получил награду "Золотой Джанго" в номинации "Легенда джаза". Награда эта была учреждена в 1994 году в честь знаменитого французского джазового гитариста Джанго Рейнхарда. Кавалерами этой награды становились певица ДиДи Бриджуотер, пианист Мишель Петручиани, скрипач Дидье Локвуд, композитор Мишель Легран и многие другие. Награда вручается в трех категориях — "Современная звезда джаза", "Мастер джаза" и "Легенда джаза". Так вот, в 2006 году "Легендой джаза" был признан Джордж Авакян.
Церемония вручения состоялась в парижском павильоне "Балтард" и длилась около четырех часов. Когда наконец очередь дошла до Авакяна, председательствующий объявил, что отныне Джорджа следует считать не только отцом долгоиграющих пластинок, но и дедушкой лазерных дисков. Ответную речь Авакян начал на армянском, так как в зале присутствовал посол Армении во Франции, а продолжил на английском. Когда ему вручили статуэтку, представляющую собой символическую гитару и буквы, составляющие имя Джанго, оказалось, что она довольно тяжелая и французские друзья предложили отправить ее по почте, чтобы 87-летняя легенда джаза не таскал ее с собой в багаже.
На следующий день Посольство Армении во Франции организовало прием в честь Авакяна, а позже, в рамках Года Армении во Франции, в парижском зале "Шатле" состоялся организованный Академией джаза Франции вечер, на который был приглашен Джордж Авакян с супругой и талантливый девятнадцатилетний армянский пианист Тигран Амасян. После официальных речей, вручения наград и банкета состоялся концерт молодого пианиста.
Разве после всего рассказанного можно сомневаться в том, что Джордж Авакян действительно одна из главных действующих фигур и столпов мировой джазовой истории?