Окончание. Начало здесь.
Несколько дней назад в «ГА» было опубликовано начало интервью с ИТ-бизнесменом Аликсаном ТЕЛЬНОВЫМ («Некому замолвить слово за малый бизнес») – одним из десятков тысяч релокантов из России, который прилетел в нашу страну в 2022 году, а уже в следующем, благодаря отцу-армянину, получил гражданство Армении, став по сути репатриантом. Теперь он пытается устроить свою жизнь на вновь обретенной родине, попутно, пользуясь незамутненным взглядом со стороны, старается выявить проблемы ведения малого бизнеса и причины бедности в нашей стране. В частности, он усматривает прямую связь между устроенными правительством Пашиняна трудностями в ведении малого бизнеса, с одной стороны, и рекордной среди стран СНГ безработицей в Армении, повсеместной бедностью, высоким социальным расслоением в обществе – с другой. Предлагаем вниманию читателя продолжение того интервью.
— Г-н Тельнов, в первой части интервью вы подробно и, надо сказать, разгромно остановились на действиях правительства Армении, зажимающего малый бизнес и тем самым не дающего гражданам выбиться из бедности…
— Я в этом уверен, потому что это правительство никогда по-настоящему не вовлекало граждан в бизнес и не стимулировало этим рост экономики, который в последние годы вызван сугубо внешними факторами – сначала притоком релокантов, а затем перенаправлением поставок товаров в Россию и из России. Все годы власти Армении только усиливают требования к бизнесу и повышают налоги. Они точно знают, что им нужно больше денег в бюджете здесь и сейчас, рапортуют о повышении налоговых сборов на 40% в январе 2025 года, выставляя это как свою доблестную заслугу, но забывая о том, что налоги платят не сотрудники налоговой, а граждане. Повышение налогов даст единовременный эффект, за которым неминуемо последует снижение деловой активности в белом секторе экономики и уход бизнеса в серый, скрытый от налогов. Будет усиливаться отток активных людей из Армении в другие страны. Свидетельства такого оттока и капитала, и людей уже у нас перед глазами.
На недавней встрече премьер министров Армении и Грузии Ираклий Кобахидзе отметил 40%-ный рост инвестиций граждан Армении в Грузию и пообещал сделать свою страну еще более привлекательной для армянского бизнеса. Не подскажите, а почему армянские предприниматели вкладывают свои деньги в Грузию? Что, у нас уже все прекрасно, и нет места для армянских инвестиций внутри собственной страны? Возможно, вы удивитесь, узнав, что в Тбилиси в 3 раза больше отелей, чем в Ереване, а туристов в Грузии больше в 3,5 раза. Там ниже цены на все — машины, жилье, продукты. И почему-то там налог на малый бизнес всего в 1%, в то время как в Армении все 10%. Нет ли в этом закономерности? Глубоко убежден, что налог в 1% создает колоссальный стимул у граждан попытаться организовать свое небольшое дело и тем самым смягчить проблему безработицы.
Полгода назад в СМИ проскочила новость о том, что нобелевскую премию по экономике получил экономист с армянскими корнями Дарон Аджемоглу. Это раструбили все СМИ, но только забыли поинтересоваться, о чем же его книга. А она именно о неравенстве и об общественных институтах, которые работают над его снижением. Или не работают, поддерживая концентрацию денег в руках богатой элиты. Она о том, как общественные институты помогают сформировать обеспеченный средний класс, и о том, как важно вовлечь обычного человека в экономику посредством именно микро- и малого бизнеса.
Есть механизмы, которые помогают выровнять экономическое неравенство. Парадокс Армении в том, что руководители говорят одно, а делают в точности обратное. И отсюда неравномерность в доходах людей. Есть небольшое количество богатых армян, но как только выезжаешь за пределы Еревана, от бедности людей плакать хочется. Там, где государство старается вовлечь в экономику побольше людей, оно снижает регулирование, упрощает свои требования, а не наоборот. Право на труд – это первая и самая важная свобода. В Армении же это право забрали, предъявив невыполнимые требования к ведению малого бизнеса.
Простота ведения бизнеса никак не учитывается правительством Армении. До 2000 года существовал рейтинг, в котором страны сравнивались именно по тому, насколько легко вести в них бизнес. В свое время предприниматель и министр-реформатор Грузии Каха Бендукидзе поставил цель запустить деловую активность в стране и провел экономические реформы, которые вывели Грузию на 7-е место в мире по удобству и легкости ведения бизнеса. Армения на последний год составления рейтинга занимала 47-е место. С тех пор ее позиция еще больше снизилась бы, если бы рейтинг продолжили составлять дальше, потому что за последние годы требования к отчетности бизнеса только росли. А Каха Бендукидзе провел основные экономические реформы в стране всего за 6 месяцев. Отменил десятки налогов, оставив основные — простые и понятные. Смена власти в Армении произошла почти 7 лет назад. Естественно, никто из интеллектуальной элиты Армении опыт экономических реформ Грузии не изучал, книгу Бендукидзе «Дорога к Свободе» не читал, сравнений и анализа не делал.
— В чем выражается непосредственная связь между регулированием малого бизнеса и уровнем безработицы и бедности?
— Единственный путь борьбы с безработицей и бедностью – самозанятость людей, но она заблокирована правительством Армении немыслимыми, если не сказать, абсурдными и избыточными требованиями к ведению малого бизнеса. В 2025 году правительство запускает программу борьбы с безработицей и одновременно повышает налог в два раза на самозанятость. Вопрос премьеру, как это укладывается в его голове. У безработицы, высоких цен и маленьких зарплат есть общие причины, и именно широкое развитие малого бизнеса может эти причины устранить. Кратчайший путь к занятости уже поняли чиновники из экономического блока в России и Грузии, когда всячески поощряют режим самозанятости и убирают все бумажные требования со стороны государства. И упрощение формальной работы малого бизнеса может помочь решить проблемы безработицы в Армении, которая в областных городах составляет огромные 48%. Но в Армении все наоборот: обычный гражданин не сможет открыть малый бизнес на упрощенном режиме без электронной подписи, ему нужно научиться заполнять отчетность (хотя в нормальных странах отчетность в налоговую автоматически формируется банками) и самостоятельно платить налоги или оплачивать работу бухгалтера, хотя в других странах налоги элементарно выплачиваются с помощью SMS от банка.
— Сталкивались ли вы лично с проблемами ведения бизнеса в Армении?
— Сталкивался, и не раз. К примеру, в прошлом году я начал здесь новый маленький бизнес, купив на столичном «Вернисаже» партию изящных аксессуаров. Приобрел красивую упаковку, зарегистрировал бренд и отправил первые партии товара на «Озон», по сути сделав свой маленький вклад в рост экспорта Армении. Далось это не просто, так как правительство Армении потребовало от меня оформление на каждую отгрузку двух бумаг, которых в России никто не составляет. Кроме того, нужно подготовить документы (без знания армянского) о перевозке товара, которые, вы удивитесь, на уплату налогов никак не влияют. Налог платится с оборота, оборот дают продажи, так зачем же государству знать о том, что я перевез свои кошельки и кожаные коврики на склад маркетплейса, когда это еще не означает ни одной продажи?
— А вы пытались что-то предпринять и изменить?
— Я выложил все проблемы и разослал письма по всем электронным адресам, которые нашел на сайтах экономических министерств, после чего встретился с представителями Минфина и Минэкономики. Я был несколько удивлен, но меня выслушали, со мной согласились и сказали, что эти пункты действительно являются препятствиями для малого бизнеса и требуют отмены или коррекции. Это было в июне 2024 года, прошло полгода — стало только хуже. Государство не видит либо делает вид, что не видит очевидного: множество граждан работает втемную, так как работать официально, по правилам слишком сложно. Я спрашивал ремесленников на ярмарках — никто не зарегистрирован как ИП (индивидуальный предприниматель). Я спрашивал у множества мастеров, делающих ремонт, — никто из них не зарегистрирован как ИП.
Армения потеряла 7 лет и уникальную возможность. Это правительство свой курс уже не изменит. Оно будет до конца продолжать отстаивать свою правоту. Никакие аргументы, цифры, факты, доказательства — ничего их позицию не изменит. Признание ошибки такого масштаба – это политическое самоубийство. Но у меня есть надежда, что у следующей власти будет пример того, как делать не надо. Она начнет все с начала и запустит экономический рост. Эти же годы уже навсегда будут вписаны в историю Армении, как «время упущенных возможностей». Если мы сейчас хотя бы начнем говорить о проблемах борьбы с бедностью, развитии малого бизнеса, говорить часто и громко, то это поможет сменить власти, которые проведут в стране необходимые экономические реформы.