Логотип

МОГИЛЬЩИКИ ДЕМОКРАТИИ

Захватившие почти семь лет назад власть в Армении Пашинян и его свора, как и большевики в России сто с лишним лет назад, провозгласили:

«Мы наш, мы новый мир построим!

Кто был ничем — тот станет всем!»

«Мы наш…» — первый определяющий признак: поют захватчики. Мир был чей-то, а они построят свой. Этот мир вовсе не общий, а только тех, кто захватил власть.

А где будет этот «новый»? На Марсе? Нет, на месте старого. Старый будет уничтожен полностью (так и поют — «до основанья»).

А главное — «кто был ничем»… Но если человек был умным, трудолюбивым, делал что-то полезное — почему это он был ничем? В нормальном мире ничем бывают только бездельники, алкаши, наркоманы, хулиганы, балбесы. Вот они-то сегодня и стали всем. А все, кто были чем-то — оттесняются, уничтожаются. Им места не остается.

НЕ ОСТАЕТСЯ МЕСТА И МНОГО ЧЕМУ ДРУГОМУ, НАПРИМЕР, ДЕМОКРАТИИ, над погребенными руинами которой ушлые властные могильщики торопятся заровнять холм. Об этом свидетельствуют как ежегодный доклад международной правозащитной организации Freedom House, так и индекс демократии британского исследовательского и аналитического центре Economist Intelligence Unit, опубликованные почти одновременно на днях.

В докладе Freedom House «Свобода в мире 2024» Армения отнесена к «частично свободным странам», набрав 54 балла из 100 возможных, и 23 балла из 40 возможных по уровню граждан свобод, что ни для кого не стало неожиданностью. Власть Пашиняна лишь имитирует демократический прогресс перед международным сообществом, а в действительности страна последовательно превращается на глазах в тоталитарное государство.

Об этом свидетельствует и составленный центром Economist Intelligence Unit индекс демократии в 2024 году, в котором Армения сохранила статус «гибридного режима». И не только сохранила статус, но и ухудшила показатели по сравнению с предыдущим годом до 5,35 из 10.

Ну что ж, оценка демократии в Армении при Пашиняне плавно снижается каждый год, превращаясь в устойчивую тенденцию. Правда, представители этой власти из кожи вон лезут, пытаясь создать миф о «бастионе демократии» и надеясь, что миф превратится в стереотип. А стереотип — сильная штука.

В свое время элитарный журнал американских экономистов и бизнесменов «Гарвард бизнес ревю» показал своим читателям, насколько сильны в людях стереотипы. На обложке журнала была изображена необычная картинка, в которую редакция просила внимательно всмотреться. В салоне автобуса поскандалили двое — белый и чернокожий. У одного в руке была уже наготове открытая опасная бритва.

Месяца через три картинку напечатали снова, но с одним изменением — бритвы не было. Редакция попросила читателей, не открывая старый номер журнала, вспомнить, у кого из участников конфликта была в руке бритва. Потом были опубликованы результаты: подавляющее большинство читателей считали, что бритва в руке чернокожего. На самом деле она была у белого. Стереотип оказался сильнее памяти.

Но исследования и доклады правозащитных организаций и аналитических центров демонстрируют, что создать соответствующий стереотип Пашиняну не удается. Как справедливо отмечает вице-председатель РПА Армен Ашотян, «даже геополитические спонсоры нынешних властей Армении совершенно не в силах нарисовать успехи в сфере демократии». А иначе и быть не могло.

Принять то, что происходит в Армении при Пашиняне за демократию, можно только при большой глупости. Которой, откровенно говоря, представители всех этих международных политических структур не лишены. Их нулевая реакция на творимый режимом Пашиняна беспредел неприемлема и еще больше развязывает руки властям. В стране, где на уровне международных политических структур не фиксируются вопиющие факты многочисленных нарушений основных принципов демократии и прав человека, репрессий против политических оппонентов, наличия политзаключенных, беспрецедентного давления на независимость судебной системы, свободу слова и т.д., подобные безобразия просто обязаны стать бытовым явлением. Уже в силу небывало выгодного выигрыша.

Есть четыре классических способа управления политическими и общественными процессами в тоталитарном государстве. Их придумали еще в древнеримские времена: подкуп, шантаж, угроза, убийство. Других просто нет. Они, правда, трансформируются в другие способы по мере развития цивилизации. Но любой «другой» вытекает из этих четырех базовых способов воздействия на людей. Именно эти способы и являются основным оружием Пашиняна.

Правда, последний о себе совершенно другого мнения. «Я потратил лучшие годы своей жизни, делая людей счастливыми, доставляя им приятные развлечения и помогая им хорошо проводить время, и получил за это лишь оскорбления и положение человека, которого ненавидят». Это не Пашинян сказал. Это слова Аль Капоне — наиболее опасного главаря гангстеров из всех,  кто когда-либо терроризировал Чикаго. Аль Капоне не признавал за собой никакой вины. Он действительно считал себя благодетелем общества — его недооцененным благодетелем. Согласитесь, сограждане, что параллели напрашиваются сами собой.

Насчет того, что Армения при Пашиняне последовательно и целенаправленно превращается на глазах в тоталитарное государство, двух мнений просто быть не может. Сегодня многие у нас мечтают о расправе над диктатором. Понять их, с одной стороны, можно, но ключевое слово тут все-таки не «диктатор», а «расправа». Все-таки не в XV веке живем. Стоит расправиться с диктатором — и с нравственной, с необходимой моральной правотой что-то делается. Саддам Хусейн был изверг, что и говорить. Однако после комедии суда и заснятого на телефон повешения с моральной правотой его оппонентов было покончено навсегда. Заслуживал, нет слов, а все-таки не надо было. И расправа над Каддафи лишает его победителей элементарной легитимности.

Мне кажется, лучшее, что можно сделать с диктатором — это выслать его на отдаленный остров, куда в принципе можно и экскурсии водить, при соблюдении, разумеется, определенных предосторожностей. Если их свезут туда, хотя бы десяток на первое время, жизнь диктаторов грозит превратиться в полновесный ад, ибо «ад — это другие», как мы знаем из Сартра, а такие другие изгадят любой пейзаж.

А исправить Пашиняна, превратить его в демократа просто невозможно. Когда начинают обсуждать этот вариант, вспоминается старый анекдот про еврейского мальчика, которого отдали пожить к православному священнику, чтобы мальчик избавился от акцента. Через неделю священник приходит к родителям и говорит: «Забегите вашего гебенка обгатно!»