Логотип

ДЕНИС ФОН МЕКК: «ЧАЙКОВСКИЙ ПРОКЛАДЫВАЕТ МОСТЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ»

 ДЕНИС ФОН МЕКК: 'ЧАЙКОВСКИЙ ПРОКЛАДЫВАЕТ МОСТЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ'«ЧАЙКОВСКИЙ — МУЗЫКА БЕЗ ВИЗ», КАК БЫЛ НАЗВАН ПРОЕКТ, РАСКРЫЛ перед армянской публикой новые страницы биографии великого композитора, именем которого в Ереване названы музыкальная школа и одна из центральных улиц. По аналогии с балетом Петра Ильича «Лебединое озеро» в нашей столице назван искусственный водоем рядом с оперным театром. Музыка Чайковского входит в репертуары ведущих оркестров Армении, а многие юные музыканты нашей страны участвуют в престижном международном конкурсе имени этого композитора, занимая в разные годы призовые места.

Немецкий род фон Мекк также имел соприкосновение с Арменией. Именитый архитектор Александр Таманян сотрудничал с Николаем фон Мекком, а его дочь Галина была дружна с Таманяном. Более того, во время встреч между ними вспыхивал огонек, который, растворяясь в воздухе, оставлял шлейф особой теплоты и душевности.  Неслучайно Армения стала первой страной в числе 9 других (Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Китай, Таиланд, Аргентина, Мексика), где на протяжении этого года будет представлен проект «Чайковский — музыка без виз». Он осуществляется Международным благотворительным фондом им. Надежды фон Мекк при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Голоса Армении» Денис фон Мекк, одна из целей проекта — установление дружественных связей между странами, городами и очагами культуры и образования для популяризации музыкального наследия Чайковского и поддержки талантливой молодежи, а также для информирования широких кругов мировой общественности о малоизвестных, но важных сторонах жизни композитора.

— Как возник ваш интерес к истории вашей семьи?

— Моя бабушка была большим популяризатором семейной истории: ее приглашали на конференции и на другие культурные мероприятия, где она представляла неизвестные страницы жизни Чайковских и фон Мекк. Я знал о ее деятельности, хотя в молодости не интересовался этим. Но с возрастом у людей меняются интересы, подход к семейной истории, и после 40 лет я не просто углубился в нее — она меня поглотила, оказавшись настолько объемной, что одной жизни не хватит, чтобы в ней разобраться. Это повлияло на интенсивность моей работы. По профессии я инженер, руководил трудовыми коллективами, был генеральным директором на производственном предприятии, и в один миг бросил работу, решив стать семейным историком. Прошлое моей семьи оказалось интересным не только мне: сегодня меня приглашают в разные города и страны выступить с лекциями, реализовать проекты. Я уже прочел лекции в 70 российских и 30 зарубежных городах, издал 9000 книг, которые есть также в формате аудиокниг и электронных версиях.

— Каким образом вы связаны с Чайковскими и фон Мекками?

— Я являюсь прапраправнучатым племянником Петра Ильича Чайковского. Его сестра Александра — моя прямая прапрапрабабушка. Моим же прапрапрадедом был сын Надежды Филаретовны фон Мекк — ближайшего друга и покровительницы Чайковского, оказавшей огромную поддержку Петру Ильичу в его становлении и продвижении на музыкальной арене мира. После трех лет дружбы они решили породниться — в ХIХ веке в дворянских семьях это было принято. Надежда Филаретовна выставила своих двух сыновей, а Чайковский — четырех племянниц, дочерей сестры. Обсуждения длились пять лет, и когда повзрослевших детей познакомили друг с другом, сформировалась пара, которая и стала моими прямыми предками. Более того, мужем Александры Чайковской был Лев Давыдов — сын известного декабриста, так что к роду Давыдовых я также имею отношение.

 ДЕНИС ФОН МЕКК: 'ЧАЙКОВСКИЙ ПРОКЛАДЫВАЕТ МОСТЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ'— Музыковеды, занимающиеся биографией Чайковского, не раз писали о его необычной связи с Надеждой фон Мекк, указывая на их романтическую суть. А какими были на самом деле отношения этих двух, разных по возрасту и образу жизни, людей?

— Надежда Филаретовна, чисто русская женщина, была выдана замуж за российского подданного, немца по национальности Карла фон Мекка и взяла его фамилию. Будучи знакомой с музыкой начинающего, но уже проявившего себя композитора Чайковского, она, узнав, что у него сложная финансовая ситуация, задумала оказать ему поддержку. В 1876 году она обращается к нему с письмом, в котором выражает благодарность, а также просьбу сделать небольшое музыкальное переложение. Чайковский соглашается и получает гонорар выше своих ожиданий. Вскоре Надежда фон Мекк снова просит его о профессиональной услуге, Петр Ильич вновь выполняет заказ и получает солидный гонорар. Деловая переписка вскоре перерастает в нечто большее: буквально через шесть писем они обнаруживают друг в друге интересных собеседников, начинают раскрываться и спустя некоторое время Надежда фон Мекк предлагает Чайковскому свою поддержку на постоянной основе. Она получала некое особенное, экзальтированное впечатление от его музыки и хотела, чтобы ее стало больше. Общение между ними переходит на новую ступень, но не выходит за рамки переписки. Они договариваются, что никогда не увидятся: эпистолярная форма общения позволяет им говорить откровенно обо всем. Физическая встреча Петра Ильича и Надежды Филаретовны состоялась лишь однажды и случайно. Ему было 36 лет, ей 45, и, увидев друг друга, они не обмолвились ни словом.

— То есть, их общение выходит за рамки деловой переписки на тему музыки?

— Да, она перерастает в беседу двух интеллигентных людей с разносторонними интересами вокруг таких вопросов, как философия, литература, религия, искусство, разница в культурах, политика, экономика, путешествия, войны и многое другое, а также рассказы о своих жизнях. Сохранилась практически вся переписка — 1220 писем. Это самое объемное эпистолярное наследие в истории России, его очень интересно читать даже людям, не увлеченным Чайковским и классической музыкой. Эта переписка — огромный и важный исторический материал по Чайковскому в призме понимания его как человека и музыканта. Она раскрывает скрытые страницы жизни композитора, его переживания в разные периоды жизни, радости и горести, отразившиеся в его произведениях. И это очень важно знать в первую очередь музыкантам-исполнителям для качественной работы над сочинениями Петра Ильича.

— Кроме исполнителей, кто еще составляет вашу слушательскую аудиторию?

— Костяк — те, кто любит музыку Чайковского и хочет многое узнать о нем, его жизни, творчестве. Это посетители и сотрудники библиотек, музеев, образовательных учреждений, театров, творческих союзов и ассоциаций, а также немало людей разных возрастов с широкими интересами, ведь мои лекции и беседы касаются разных тем, привязанных к семейной истории.

— Каких, например?

— У меня сегодня готовы 17 тем, одна — генералы и видные военные среди моих предков. Некоторые из них — Давыдовы, фон Мекки и даже дядя Чайковского — генерал-майор Российской Императорской Армии Петр Петрович Чайковский, проведший 52 сражения. Моя самая любимая тема «Петр Ильич о Чайковском»: я делаю подборку его цитат, по которым слушатель может составить впечатление о нем. Петр Ильич был путешественником, отсюда тема «Чайковский на карте мира». Есть также «Чайковский и Рахманинов», «Чайковский и Моцарт», «Чайковский и Пушкин», «Чайковский и Чехов», «Духовность, семейственность, образование в дворянских семьях ХIХ века», позволяющая формировать истинно моральную и благородную платформу нашей жизни, а также темы автомобилизма, железных дорог и другие, имеющие отношение к фон Меккам.

— Удалось ли осуществить в Ереване все, что было запланировано?

— Я провел лекцию в «Русском доме» Еревана, где выступил не впервые. Далее мы — я и прибывшие со мной из Москвы специалисты — побывали в Ереванской средней специализированной музыкальной школе им.Чайковского, где нас тепло встретили и всё организовали оперативно директор Мартун Костандян и завуч Зара Робертовна. Здесь мои коллеги провели мастер-классы по скрипке, фортепиано и классическому вокалу, а я выступил с лекцией. В школе мы также организовали выставки монет и медалей с изображением Чайковского. Далее нас ждал Дом-музей Арама Хачатуряна, где также все прошло на высшем уровне. Завершилась программа в Национальной библиотеке Армении, с директором которой, Анной Чулян, мы познакомились еще в Москве и намерены сотрудничать. В основе всего проекта — Петр Ильич, привлекающий всеобщее внимание в разных уголках мира. Это чисто народная дипломатия, где благодаря поддержке знакомых или людей, для которых важна моя деятельность, мы распространяем идею важности знания своей семейной истории. Уверен, в истории семьи каждого человека есть немало славных страниц, которые могут быть поучительными для всего человечества. В моем случае — это мои предки, в том числе и Петр Ильич Чайковский, который открывает окна в мир и прокладывает мосты между народами.