ЦЕЛИ У ПРЕЗИДЕНТА США БЛАГОРОДНЫЕ: ПРИДАТЬ ИМПУЛЬС АМЕРИКАНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, вернув в страну производство, а также получить дополнительные доходы в федеральный бюджет с тем, чтобы снижать налоги и погашать огромный госдолг. Таким образом, Дональд Трамп решительно отодвинул наступление третьей мировой войны и объявил о начале впервые за последние сто лет… первой мировой торговой войны.
Вообще Трамп разгневался из-за колоссального дисбаланса внешнеэкономической деятельности США, когда разница между их экспортом и импортом превышает 1 трлн долларов в пользу последнего. Это, кстати, ровно та же ситуация огромного торгового дефицита, из-за которого в силу своих скромных возможностей никак не может позволить себе рассердиться Армения, поскольку наша страна, подобно США, ввозит из других стран намного больше товаров, чем вывозит, и отрицательное сальдо внешней торговли у нас превышает в годовом разрезе $3 млрд. Но… что позволено Юпитеру, не позволено быку.
Если страсти не улягутся, и не сбудутся надежды на переговоры отдельных стран и объединений с США, которые на новой основе сбалансируют мирохозяйственные связи, то неизбежно следует ожидать двух глобальных последствий, которые затронут все без исключения страны – погружения мировой экономики в рецессию (вместо прогнозируемого до того вялого роста на уровне 3% спад в пределах минус 1%) и новой волны инфляции.
Армянская экономика в условиях, когда дела в ней и без этой напасти, как говорится, не слава богу, в результате глобальной тарифной войны получит мощный удар, который способен подкосить и не такие страны. Это самая значительная угроза для экономики Армении.
Что же касается непосредственного, прямого влияния на двусторонние экономические отношения между Арменией и США, то, хотя оно также будет преимущественно негативным, однако по сравнению с глобальными факторами примет не столь катастрофичный характер и коснется лишь отдельных компаний. Да, пострадает армянский экспорт в США, который прибавит к своей цене дополнительные 10% и тем самым станет менее конкурентоспособным на американском рынке. В результате экспорт товаров из Армении в США, скорее всего, сократится. Кстати, из постсоветских стран, в отношении большинства которых США ввели ту самую 10%-ную пошлину, побеспокоиться стоит Казахстану и Молдове, ставки которых в отношении их экспортных товаров в США введены на уровне соответственно 27% и 31%.
ОДНАКО, СУДЯ ПО ДАННЫМ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТКОМИТЕТА, АРМЯНСКИЙ ЭКСПОРТ В США и без того не блещет объемами, так что вряд ли стоит ждать сильного воздействия на экономику Армении в результате его падения. В 2021 году весь объем экспорта из Армении в США составлял $81,8 млн, в 2022-м — $78,2 млн, в 2023-м он и вовсе упал до незначительных $48,5 млн, а по итогам 2024 года чуть поправился, но до опять же не потрясающих воображения $59 млн.
Более того, как отметил заместитель председателя ЦБ РА Армен Нурбекян, основным экспортируемым товаром из Армении в США в прошлом году было золото, и наша страна может даже получить конкурентное преимущество перед другими странами-экспортерами аналогичного товара в США, ставка на которые больше нашей. К примеру, стоимость экспорта золота из Армении повысится на 10%, а, скажем, из Индии в США еще больше, так как в отношении этой страны Трамп в ответ на индийские пошлины на американские товары в 52% ввел тарифную ставку в 26%. То же самое можно сказать и об экспорте драгоценных камней.
Что же касается алюминиевой фольги действующего в Армении фольгопрокатного завода «Русал Арменал» (бывший «КанАЗ»), то из-за введенной США намного раньше нынешних событий антидемпинговой пошлины экспорт в эту страну из-за утраты ценовой конкурентоспособности фольги прекратился еще тогда. Между прочим, сегодня тот же Евросоюз сильно коробят действующие с 12-го марта 25%-ные пошлины на импорт в США стали и алюминия из стран ЕС.
Вообще правительству Пашиняна в сложившихся условиях хорошо бы перестать дурить головы общественности призрачной европейской интеграцией, которая сегодня стала совсем уж сомнительной в плане извлечения экономических выгод, и цепко держаться за евразийский вектор, который один способен придать более или менее устойчивый характер армянской экономике и удержать ее от сильных потрясений в становящемся все более турбулентным мире.