Логотип

АПЕЛЛИРУЯ К ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

 АППЕЛИРУЯ К ДУШЕ ЧЕЛОВЕКАФЕСТИВАЛЬ ДАЛ РЕДКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ ТОЛЬКО УЗНАТЬ И ОЦЕНИТЬ ТАЛАНТЛИВЫХ СОВРЕМЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, но и урок высокого содружества и подлинной профессиональной культуры. Годы интенсивной и такой блестящей работы, которую неизменно демонстрируют оркестр и его руководитель, свидетельствуют о его великолепной форме.

Программа заключительного концерта была чрезвычайно интересной. В нее вошли «Три пьесы в старинном стиле» лидера репертуара фестиваля Кшиштофа Пендерецкого, армянская премьера «Сюиты» из музыки к фильму «Арарат» канадского композитора Майкла Данна и, наконец, «Стикс» для альта, смешанного хора и оркестра выдающегося грузинского композитора-новатора Гии Канчели. В концерте помимо Государственного симфонического оркестра под руководством Сергея Смбатяна заняты были Академическая капелла Армении (художественный руководитель и главный хормейстер, Герой Труда Армении Ованес Чекиджян) и замечательная альтистка из Канады Сара МакЭлрави.

Контраст и единство. Сочетание того и другого принципов определило своеобразие программы и в заключительный вечер. Но только ли контрастный принцип объединил все три произведения, принадлежащие разным композиторам, но одной эпохе, прозвучавшие в заключительном концерте? Дирижер наверное руководствовался более глубинным замыслом. Действительно, все три сочинения — это подчеркивает и их интерпретатор — несут в себе высокую психологическую содержательность, отмечены тонкими нюансами выразительности, музыка их насыщена яркой образностью, почти сценически — театральной ассоциативностью.

Отрадно было слышать, что оркестр под управлением талантливого и умного руководителя ищет и находит пути, стремясь к драматизму, масштабности и вместе с тем тонкой дифференциации и образной индивидуализации тембров, объемной, выпуклой передачи исполняемых сочинений. Результат получился впечатляющим, поскольку дирижер и оркестр настойчивы и, главное, едины в своих намерениях.

 АППЕЛИРУЯ К ДУШЕ ЧЕЛОВЕКАНА ОДНОМ ДЫХАНИИ БЫЛИ ИСПОЛНЕНЫ ОРКЕСТРОМ ПОД РУКОВОДСТВОМ своего художественного руководителя и главного дирижера «Три пьесы в старинном стиле» Кшиштофа Пендерецкого. В последнее десятилетие музыка Кшиштофа Пендерецкого неизменно присутствует в репертуаре оркестра. Полная скрытой динамики, огромной внутренней силы она всегда вызывала живую реакцию слушателей. Оркестр под управлением С. Смбатяна каждый раз как бы заново проникался интересной и яркой композиторской идеей, всегда естественно и непосредственно чувствуя себя в стихии музыки. Самых лучших слов заслуживает струнная группа оркестра, звучащая плотно, насыщенно, собранно. Исполнительская трактовка музыки отличалась ясностью, определенностью ритма, напористым темпераментом. Тем более контрастными выглядели некоторые поэтичные эпизоды, сыгранные нежно, красивым «сольным» звуком, с большой артистической свободой.

Неподдельный интерес публики вызвала премьера в Армении музыки к фильму «Арарат», снятого в начале нового тысячелетия канадским режиссером армянского происхождения Атомом Эгояном. Автор музыки — известный канадский композитор, специализирующийся на музыке к кинофильмам Майкл Данна. Киномузыка Майкла Данны давно уже получила всеобщее, можно сказать, мировое признание. Он — лауреат премий «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую музыку к фильму «Жизнь Пи» (2012 г.).

К музыке фильма «Арарат» Майкл Данна подошел очень серьезно, перелопатив разнообразную армянскую музыку — от фольклора, шараканов, до музыки Комитаса и далее. Большое число возникающих аналогий вовсе не говорит об эклектичности — слишком своеобразна и безошибочно узнаваема с первых же звуков собственная интонация композитора. Ее простота и безыскусность, обнаженность, граничащая с просторечием, и при этом большая изысканность, острый эмоциональный накал драматических, трагических тем, в своей неуравновешенности и взвинченности доходящих чуть ли не до спазматичности. В этой музыке все — скорбь, горечь, протест, борьба, безысходность. Музыканты оркестра под управлением С. Смбатяна сыграли это сочинение с настоящим концертным блеском. Исполнительская трактовка «Сюиты» отличалась определенностью ритма, особой интонацией с точным ощущением логики музыкального развития, прочерченного ярко и убедительно на протяжении всех частей произведения. Это было хорошо продуманное и отлично организованное исполнение, в котором ничто не подавляло эмоций внутреннего напряжения до последней ноты. С успехом исполнила свою партию и мужская половина Академической капеллы.

БЕССПОРНОЙ КУЛЬМИНАЦИЕЙ ВЕЧЕРА СТАЛО ИСПОЛНЕНИЕ «СТИКСА» ГИИ КАНЧЕЛИ, знакомство с выдающейся канадской альтисткой Сарой МакЭлрави, которую называют непревзойденным музыкантом с «божественным звуком», идеально вылепленным.

В качестве солистки она выступает со многими ведущими оркестрами мира, включая Хельсинкский филармонический оркестр, Королевский Ливерпульский филармонический оркестр, Варшавский, Московский, Российский Национальный оркестр, Неаполитанский филармонический оркестр и т.д. В камерных ансамблях Сара МакЭлрави выступала на самых престижных сценах мира. Лучшая из лучших альтисток мира она ведет и огромную педагогическую деятельность.

Концерт для альта, хора и оркестра «Стикс» Гия Канчели посвятил памяти близких ему ушедших друзей — Авету Тертеряну, ушедшему из жизни в 1994 году, и Альфреду Шнитке, скончавшемуся через четыре года после Тертеряна. Музыка Гии Канчели никак не ложится на привычные трафареты, на образец-штамп, которыми каждый из нас наровит оценить новый художественный образ. Он содержит и конкретику, и обобщение, поэзию и философию, сочувствие и иронию. Даже в жанровом отношении это произведение сложно определить. В качестве солирующего инструмента он выбрал альт — по мнению композитора, именно этот инструмент с его богатым тембром и низким голосом «способен объединить миры живых и мертвых», разделенные водами Стикса, «привести душу к миру и согласию».

Как отмечают критики, задумывая «Стикс» как реквием, Канчели не опирался на сложившиеся традиции этого жанра — не строил сочинение как чередование частей, не использовал канонический латинский текст католической заупокойной мессы. Он сам написал либретто, которое трудно назвать текстом в традиционном понимании. В нем нет сквозного развития, он даже производит впечатление некоторой хаотичности, но в этой кажущейся случайности присутствует особая логика. В текст вплетаются и молитвенные фразы «Аллилуйя», «Честь, хвала Всевышнему», «Боже, прости мои грехи», название монастырей и храмов Грузии — так возникает мотив связи человека с Богом…

Премьера «Стикса» состоялась в 1999 году в Амстердаме, солировал Ю. Башмет. Впоследствии этот реквием с его участием звучал во многих городах Европы и России.

В Ереване, в завершающем фестивальном концерте это сложное, объемное сочинение прозвучало в исполнении Государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна, солистки Сары МакЭлрави и Академической капеллы волнующе интересно.

Естественность и живая одухотворенность, с которой у Смбатяна звучала эта трудоемкая и «неудобная» музыка — качества весьма редкие ныне. С. Смбатян, оркестр, солистка и хор сумели захватить зал, раскрывая в музыке Канчели пугающие и подчас манящие глубины мироздания, «черные дыры», где исчезает само понятие времени.

Нельзя было не восхититься благородством звука альта Сары МакЭлрави, музыкантской тонкостью. Она знает цену не только звучащим нотам, но и паузам, в которых заставляет публику буквально замирать. Очень качественно показали себя хор и оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Сергея Смбатяна. Он привнес свой стиль в интерпретацию Гии Канчели, заставляя оркестрантов расслышать и передать все богатство его музыкальной интонации.

Так завершился фестиваль «Современная классика» имени Кшиштофа Пендерецкого, оставив самый значительный след в душах слушателей.