Интересная получилась ситуация. Ильхам Алиев не поехал на Парад Победы в Москву, но послал роту своих аскеров для марша по Красной площади. Никол Пашинян армянских солдат на парад не отправил, но явился в Москву собственной персоной. Таким вот образом каждая из сторон пытается нащупать баланс своих взаимоотношений с враждующими Западом и Россией.
И ЕРЕВАН, И БАКУ, ПРЕКРАСНО ОСОЗНАВАЯ СИМВОЛИЧНОСТЬ 80-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ исторической победы над фашизмом и заложенный в парад политический посыл миру, постарались не обидеть и не обозлить Кремль. Но и полностью удовлетворить Москву они не могли, поскольку Европа разразилась угрозами в адрес тех постсоветских республик, руководство которых решит каким-либо образом составить компанию Путину и русским на торжествах.
Вот и пришлось маневрировать по принципу половинчатых мер. Николу легче оправдаться перед западными спонсорами — дескать, пусть его карикатурный картуз и засветился на многолюдной трибуне Красной площади, но это сущая мелочь в сравнении с тем, что армянский солдат впервые за сто лет не чеканил шаг на «враждебной» кремлевской брусчатке. Алиев же думал в противоположной логике: главное — чтобы азербайджанские аскеры впервые за 35 лет гордо прошлись по Красной площади победным маршем. И праздновали на самом-то деле не 9 мая 1945-го, а 9 ноября 2020-го, когда удалось прибрать к рукам Шуши.
А вот его личное отсутствие рядом с Путиным как раз-таки совершенно успешный для Азербайджана ход. Плюсов много: во-первых, не пришлось перед объективами фотокамер многочисленных СМИ горячо обниматься с «нерукопожатным» для Запада Путиным. Во-вторых, Путину тем самым был послан еще один мессидж о том, что обида Баку по поводу сбитого самолета AZAL еще не прошла. В-третьих, отпала необходимость встречаться на московских мероприятиях с назойливым Пашиняном, который бегал бы за Алиевым по пятам и умолял согласиться на подписание бумажки о мире.
Кроме всего прочего, опасения за свою дражайшую жизнь заставили нефтемазутного султана не испытывать судьбу в российской столице на фоне угроз Киева ударить по Красной площади ракетами и беспилотниками. Алиев, конечно, понимал, что на самом деле Украина никогда не решится на подобное, зная, что там находится Си Цзиньпин и еще дюжина мировых лидеров. Но чисто гипотетически кто-то другой мог бы воспользоваться угрозами Зеленского и под их прикрытием организовать собственные атаки на парад или теракты на президентские самолеты.
Одним словом, Алиев предпочел не рисковать. А вот Никол рискнул. Но отнюдь не потому, что он храбрее Алиева. А потому, что догадывается: цена теракта против него лично – круглый ноль (он просто никому не нужен), а угроза подвергнуться совместной бомбежке с «Ладимир Ладимировичем» и товарищем Си — из области фантастики. Кстати, о такой смерти такой «лидер», как Пашинян, может только мечтать.
Однако шутки шутками, но действительно обидно и возмутительно, когда армянская армия из-за дешевого политиканства оказалась обделена возможностью своим маршем на Красной площади воздать долг памяти трехсот тысяч погибших во Вторую Мировую войну лучших сынов нашей нации.
А главный виновник этого нонсенса — человек в уродливой кепке рукоплескал и приветствовал на Красной площади азербайджанскую парадную коробку, вместо которой там заслуженно должна была проехать цистерна или трал с бочками бакинской нефти — главным, как свидетельствуют сами азербайджанцы, и наверное, единственным вкладом прикаспийской республики в Великую Победу советского народа над фашизмом.