В музыкальной жизни Еревана давно установились приметы дочкнаровяновской поры (до 1991г.) , когда на симфонических концертах в Большом зале филармонии слушателей собиралось меньше, чем музыкантов в оркестре, а концерты проводились реже одного раза в месяц.
В 1991-1992гг. Армения переживала тяжелые времена: дефицит электроэнергии, отсутствие теплa в жилищах, холод, голод, безработица, война в Карабахе. В это время главным дирижером филармонического симфонического оркестра назначается дирижер и композитор Лорис Чкнаворян. Постепенно стали налаживаться регулярные симфонические концерты, они проводились еженедельно по пятницам. Через некоторое время концерты шли уже с аншлагами: слушатели заполняли все пространство зала — партер, амфитеатр и проходы между креслами, ярус. Концерты проходят с большим подъемом, аплодисментам нет конца, после исполнения обязательной программы Чкнаворян по требованию зрителей бисирует 4-5 раз. Прекрасное эмоциональное исполнение симфоний Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса. . . Чкнаворян успешно дирижирует также произведениями армянских композиторов, исполняет их новые сочинения. Лорис организует в филармонии второй симфонический оркестр (дирижер Г. Мурадян) и хор, и после этого концерты в филармонии идут по два раза в неделю: в пятницу и воскресенье. Затем он организует при филармонии молодежный симфонический оркестр (для подготовки кадров) , который периодически проводит концерты днем по воскресеньям. Чкнаворян становится кумиром любителей симфонической музыки.
Однако нашлись люди, которым все это не нравилось. Завистники и хулители всегда появляются при успешном развитии любых процессов. Они в недоумении: как это, откуда-то возник — и сразу признание, успех, аншлаг. В СМИ стали появляться критические статьи в адрес Чкнаворяна. Не будем приводить многих надуманных упреков, но, в частности, Лорису вменялась в вину "узурпация симфонического оркестра". Вскоре оппоненты Чкнаворяна добились своего — его уволили со всех должностей, распустили симфонические оркестры, хор, лишив музыкантов зарплаты, а любителей музыки — концертов. После этого была открыта дорога молодым дирижерам.
Во главе симфонического оркестра филармонии оказался молодой амбициозный дирижер Эдвард Топчян. С его назначением уровень оркестра стал падать, и слушателей на его концертах становилось все меньше. О низком уровне исполнения симфонических произведений дирижером Топчяном в прессе писалось неоднократно, поэтому здесь не имеет смысла на этом останавливаться. Тем не менее отметим, что помимо технического несовершенства исполнения отсутствует эмоциональное, духовное наполнение исполняемых им симфонических произведений, для чего, собственно, и приходит слушатель на концерт.
Великий писатель и эстет Стендаль в своем исследовании "Жизнь Россини" отмечает: "Искусство вызывает в нас нежные сожаления, доставляя нам видимость счастья; а показать счастье хотя бы во сне — это почти подать надежду". Ради будущего счастья и надежды у нас когда-то построили прекрасное, грандиозное здание Оперного театра и филармонии. Но теперь оно часто пустует, потому что там заняли позиции молодые дирижеры, которые не способны увлечь людей своим искусством и заполнить эти залы.
Э. Топчян в своей деятельности главного дирижера, реформируя концертный процесс, сокращая программу, однажды провел концерт, программа которого состояла всего лишь из 4-й симфонии Г. Малера. Концерт, начавшийся в 19 часов, завершился в 19. 40 — беспрецендентный случай. Кстати, концерты Чкнаворяна обычно завершались к 22 часам. На симфонических концертах Топчяна, когда с балкона и амфитеатра согнали всех в партер и в зале все равно было очень мало слушателей, возникло недоумение — неужели в Ереване так мало любителей симфонической музыки?
Однако Топчян нашел возможность заполнить филармонический зал слушателями, решив в концертном исполнении преподнести зрителям популярные итальянские оперы. Первый опыт такого рода — исполнение оперы Дж. Россини "Севильский цирюльник", которая до этого неоднократно ставилась в Армении в Оперном театре и оперной студии консерватории. Затем последовали "Чио-Чио-Сан" Дж. Пуччини и "Отелло" Дж. Верди с участием двух итальянских певцов, приезд которых обеспечил спонсор постановки — посол Италии в Армении Марко Клементи. По всему городу были развешаны афиши о премьере "Отелло". Когда М. Клементи одному из сотрудников консерватории сообщил, что в Ереване наконец состоится премьера оперы "Отелло", тот его разочаровал, сообщив, что в Ереванском театре оперы и балета в прошлом три раза были осуществлены разные постановки "Отелло". Если Топчяну так нравится руководить оперными спектаклями, почему бы ему не работать в помещении, которое специально предусмотрено для оперных представлений, т. е. в Оперном театре, и освободить место дирижеру, который сможет продолжить начатое когда-то А. Спендиаровым и К. Сараджевым высокохудожественное исполнение симфонической музыки.
Уже полтора месяца в филармонии не было ни одного симфонического концерта, нет концертов классической музыки также в Малом зале филармонии, в Доме камерной музыки, т. е. музыкальное безмолвие. И это в городе с богатыми музыкальными традициями, где проживает большое число талантливых пианистов, скрипачей, виолончелистов и других инструменталистов; в городе, где есть прекрасная консерватория, выпускающая одаренных, подготовленных музыкантов, некоторым из которых выпадает удача получить работу за границей, т. к. в Ереване переизбыток музыкантов.
Здесь уместно упомянуть о празднике искусства, который состоялся в минувшем декабре в консерватории. Ко дню рождения Дж. Пуччини в оперной студии консерватории в Ереване состоялась премьера трех его одноактных опер — "Плащ", "Сестра Анжелика", "Джанни Скикки". Спонсором спектакля выступил посол М. Клементи. Это был настоящий праздник музыки. На сцене — прекрасные декорации, певцы с замечательными голосами под управлением дирижеров О. Мирзояна ("Плащ", "Джани Скикки") , Ю. Давтяна ("Сестра Анжелика") вдохновенно исполнили все три оперы. Это представление еще раз продемонстрировало, что в Ереване действует консерватория самого высокого уровня, которая готовит профессиональных музыкантов для исполнения самых сложных произведений.
Из вышесказанного следует, что в сфере музыкального искусства настало время серьезно подумать о государственном финансировании музыкальных коллективов, отдельных исполнителей, навести порядок с концертами на многочисленных сценах Армении, чтобы они проводились не от случая к случаю, вывести из кризисного состояния Театр оперы и балета, предоставив возможность для подготовки новых постановок и нормального функционирования, повысить оклады заслуживающих того деятелей культуры.
В СМИ отмечается, что экономика Армении интенсивно развивается, ежегодный рост ВВП и бюджета страны увеличивается на двузначные числа и в 2007г. бюджет составляет порядка $1, 5 млрд, а ВВП — $7 млрд. Министерству культуры следует добиваться достойного финансирования всех звеньев культуры и отрегулировать действие многих запущенных процессов и структур в сфере культуры. В Армении необходима культурная революция. Культура должна финансироваться из бюджета, как это происходит во всех цивилизованных странах. Кроме того, необходимо привлечь спонсоров для поддержания культуры, как это делал Л. Чкнаворян, когда организовывал новые коллективы.