После ряда торжественных церемоний перерезания алых ленточек при открытии новых предприятий, которые спустя короткое время «приказывали долго жить», Пашинян, по его же словам, отказался от подобной практики и дал себе зарок более не участвовать в подобных мероприятиях. Однако в свойственной себе манере нарушил его в минувшую субботу (15 марта), приняв участие в открытии армяно-американского сталелитейного завода компании GTB Steel. В связи с этим поневоле вспоминается анекдот, который метко характеризует общую схему экономических процессов с приходом к власти Пашиняна: этап 1-й – шумиха, этап 2-й – неразбериха, 3-й этап – поиски виновных, 4-й этап – наказание неповинных и, наконец, этап последний – премирование непричастных.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЭТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, КОТОРОЕ СВЯЗЫВАЮТ С СЕМЬЕЙ БРАТЬЕВ СПАРАПЕТА ВАЗГЕНА САРКИСЯНА – в частности, с Арменом – начиналась, скажем так, не слишком удачно, поскольку это именно тот завод, который из-за обстрелов с азербайджанской стороны границы летом 2023 года пришлось перенести из Ерасха в общину Арарат, причем, как утверждают некоторые эксперты, сделано это было за счет средств госбюджета Армении. По-видимому, правительство Пашиняна, не сумевшее обеспечить безопасность стройки на своей же территории, решило тем самым как бы загладить свою вину и бессилие, как обычно, расплатившись за них средствами налогоплательщиков.
Как бы то ни было, Пашиняну рассказали, что инвестиции в завод, который пока прошел первые два этапа рассказанного анекдота (шумиха и неразбериха), составили $31 млн, показали производственные линии, две индукционные печи емкостью 250 тонн, а также сваленную в кучу груду металлолома, который и служит основным сырьем для производства стальной арматуры, труб и стальных шаров для дробления и измельчения горной руды, цемента и других материалов.
Вообще мы наблюдаем в последние годы признаки некоего бума сталелитейной промышленности Армении, который по идее должен вызывать одну радость, если бы не одно «но». Все действующие и строящиеся заводы отрасли (известно, что подобный проект реализует и ГК «Ташир», а также на выплавку стали переориентирован Каракертский завод базальтового литья, находящийся в собственности иранцев) ориентируются в качестве сырья на металлолом и металлические отходы, которые далеко не бесконечны. Если же в какой-то момент профильным компаниям придется завозить металл извне, то это непременно наложит свой отпечаток на себестоимость конечной продукции – тем более, что местным компаниям приходится жестко конкурировать с импортерами аналогичной готовой продукции.
Вот буквально на последнем заседании правительства освобождение от выплаты таможенной пошлины в размере 590 млн драмов получило действующее в Армении с 2012 года крупнейшее предприятие сталелитейной отрасли Армении – ОАО «АСКЕ Груп», которое работает по технологиям австрийской компании Siemens VAI и намерено в рамках своей инвестиционной программы ввезти в страну технологическое оборудование и материалы на сумму в 7,69 млрд драмов. В частности, в рамках своей инвестпрограммы компания намерена приобрести и смонтировать на заводе солнечную электростанцию мощностью 15 МВт и использовать вырабатываемую ей электроэнергию для собственных производственных нужд с целью снижения затрат.
С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО И «АСКЕ ГРУП», И GTB STEEL ВЫПУСКАЮТ АНАЛОГИЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ, а именно стальную арматуру и стальные мельничные шары (последние позволяют в несколько раз повысить производительность предприятий-заказчиков и на 10-15% снизить потери), возникает закономерное опасение, не помешают ли эти предприятия (не говоря уже о других) друг другу. Тем более, что мощность «АСКЕ Груп», согласно финансовому отчету компании по итогам прошлого года, составляющая 125 тысяч тонн арматуры в год (в небрежно, как всегда, составленной справке правительства, почему-то указаны 150 тысяч тонн), позволяет полностью покрыть внутренний спрос. Что же касается компании GTB Steel, то она заявляет о производственной мощности на уровне 112,8 тысячи тонн в год.
Тем самым Армения получит, как минимум, удвоение объема произведенной продукции. И это при том, что завод «АСКЕ Груп» и без того работает на неполных мощностях, хотя и с прибылью, однако уровень последней (до налогообложения) в прошлом году по сравнению с предыдущим годом сократился более чем вдвое – примерно до 2,5 млрд драмов. Тут следует отметить дальновидную хозяйственную политику компании, которая с целью привлечения средств выпускает корпоративные облигации и в последнее время не распределяет прибыль среди акционеров, предпочитая направлять накопленную прибыль в размере около 19 млрд драмов на модернизацию и развитие предприятия.
И еще два сравнения. Если на новом заводе компании GTB Steel работают 240 человек, то в «АСКЕ Груп» — 701 (по положению на 31 декабря 2024 года), причем с приличной средней зарплатой в размере 435 тысяч 890 драмов, что, по нашим сведениям, больше, чем в GTB Steel.
Таким образом, у отрасли на сегодня сразу два основных риска – исчерпание собственного сырьевого потенциала и вопрос сбыта продукции. И, как уже было сказано, завоз металла извне и реализация продукции на внешних рынках повысят ее себестоимость, и далеко не факт, что армянская продукция окажется конкурентоспособной на зарубежных рынках. Сложность вопроса подтверждается, в частности, тем, что давно работающая на нашем рынке «АСКЕ Груп», согласно ее финансовому отчету, на сегодня всего лишь «готова к экспорту»…