«Бессмертны добрые дела,
И тот навек блажен,
Кому за них идет хвала,
Превозмогая тлен».
Ов. Туманян
В мае 2025 года исполнилось бы 70 лет со дня рождения Сергея Викторовича АГАБАБОВА (16.05.1955-05.05.2001), одного из лучших врачей-ревматологов и артрологов Армении. Он прожил чуть меньше 46 лет…
С.В. Агабабов родилсЯ в Москве. В 1977 году он оконЧил Ереванский государственный медицинский институт, после чего был направлен в аспирантуру Всесоюзного НИИ ревматологии Академии медицинских наук. Успешно защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по теме «Клинико-диагностическая характеристика дерматомиозита», он еще 3 года стажировался в НИИ ревматологии АМН у таких выдающихся специалистов, как Л.Насонова, Э.С.Алекберова, Я.С.Сигидин и др. Возвратившись в Ереван, С.В.Агабабов поступает на работу в отделение ревматологии НИИ кардиологии Министерства здравоохранения Армении. С его приездом в Армению больные с такими аутоиммунными заболеваниями, как ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия и др. уже не были вынуждены ездить на лечение в Москву, а получали своевременную квалифицированную помощь на месте, в Ереване.
По его инициативе впервые в Армении была введена современная лабораторная диагностика аутоиммунных заболеваний (иммунофлюоресцентный метод), которая и сейчас является «золотым стандартом» для выявления этих нозологий.
В 1991 году С.Агабабов был назначен главным ревматологом Армении, а в 1993 году избран заведующим кафедрой ревматологии Национального института здравоохранения республики. Под его руководством повышали свой профессионализм, свою квалификацию новые врачи-ревматологи, которые и сегодня продолжают работать и лечить пациентов.
Агабабов является автором около полусотни научных трудов по различным проблемам ревматологии, опубликованных в ведущих международных и российских изданиях, получивших признание не только в Армении, но и за ее пределами. Это, к примеру, такие его работы, как «Опыт лечения иерсиниозных артритов в ревматологической практике», «Иммунологические маркеры крови при лечении болезни Бехтерева и Рейтера у армян», «Антифосфолипидный синдром: трудности диагностики».
Практическую работу Агабабов совмещал с научной деятельностью. Тему докторской диссертации, которую он, к сожалению, так и не успел завершить, Агабабов назвал: «Клинические, иммуногенетические и биохимические особенности воспалительных заболеваний суставов в армянской популяции (ближайшие и отдаленные сроки наблюдения)».
СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ СВОБОДНО ВЛАДЕЛ АНГЛИЙСКИМ И ФРАНЦУЗСКИМ ЯЗЫКАМИ, мог объясняться на итальянском и немецком. Русским и армянским он владел так, как владеет этими языками квалифицированный специалист-филолог. Он был талантлив во многих областях, и какую бы сферу деятельности он ни выбрал, он достиг бы в ней тех же высот, что и в медицине. На счастье своих пациентов, он выбрал медицину. Он был Доктором с большой буквы, что называется, Врачом от Бога; профессионалом, не замкнутым в пределах только ревматологии, но, как он говорил, «смотрел на проблему с высоты птичьего полета». Агабабов являл собой почти забытый сегодня тип врача, которому больные доверяли с первой же минуты и, даже уже излечившись, нередко продолжали общаться с ним, советоваться по самым разным вопросам, зачастую выходящим за пределы медицины.
Он был человеком редкого в наши дни воспитания и культуры, обладал замечательной эрудицией, искрометным юмором. Это ощущали все, кому выпало столь, увы, недолгое счастье общения с ним.
Сергей был совершенно равнодушен к роскоши в обывательском смысле этого слова. Но наделенный тонким вкусом он безошибочно отличал талантливое от посредственного. Агабабов был обладателем прекрасной библиотеки и богатой фонотеки, в которой были собраны записи великих музыкантов, исполнителей классической музыки, а также джаза и рока.
Сергей был домоседом, очень ценил домашний уют, общество любимой жены и замечательных дочери и сына, но при этом был очень гостеприимным и хлебосольным человеком. Он был верным другом, неравнодушным и мудрым советчиком, в любых ситуациях протягивающим руку помощи. И теперь, когда его нет, часто хочется сказать: «Как не хватает советов Сергея!». Его отсутствие ощущали и его пациенты, которым он вернул здоровье и дал возможность жить полноценной жизнью, иметь детей. Он был в высшей степени харизматичным и предельно честным. Многие рассказывали, что, однажды пообщавшись с ним, надолго оставались под влиянием его позитивной ауры. Друзья часто ссылаются на него: «Как говорил Сергей…» или «Агабабов сказал бы…». И хотя жизненный путь его оказался непростительно коротким, память о нем продолжает жить в сердцах его родных, друзей, коллег и пациентов.
Группа друзей и коллег