Логотип

ОСТАЕМСЯ ВСЕ С ТЕМ ЖЕ «СЛОЖНЫМ» МАЦУНОМ, БЕЗ СЛИТКОВ ЗОЛОТА И С ОДНИМ ТУРИСТОМ ИЗ БАРБАДОСА

Окончание. Начало здесь.

На днях в «ГА» опубликован материал о том, что Пашинян догадывается, что, хотя до выборов остается еще один год и пара-тройка месяцев, многие важные пункты 5-летней правительственной программы на 2021-2026 годы останутся на бумаге, о чем он даже прямо заявил на одном из заседаний правительства. Сегодня – продолжение темы…

 В ПРОГРАММЕ ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ ЗАПИСАНО: «АРМЕНИЯ, ИМЕЯ МАЛУЮ ПО ОБЪЕМАМ ЭКОНОМИКУ, может быть конкурентоспособной на международных рынках, выпуская экономически сложные, имеющие высокую добавленную стоимость товары и услуги… Учитывая то обстоятельство, что потенциал долгосрочного экономического роста в значительной мере обусловливается уровнем экономической сложности, правительство продолжает считать первоочередным существенное повышение экономической сложности Армении, предпринимать шаги в направлении индустриализации Армении и по возможности удлинять производственную цепочку, стимулировать выпуск наиболее сложной, с высокой стоимостью продукции».

 Между тем позиция Армении в рейтинге по индексу экономической сложности (ECI) даже ухудшилась. Заметим, что высокий коэффициент экономической сложности получают товары, которые сложно производить с точки зрения знаний, и экспорт которых также сложен, поскольку им занимается малое количество стран.

 За годы правления Пашиняна ни одна производственная цепочка удлинена не была: как производили металлические концентраты, так и производим их; как производили 70%-ный по содержанию золота «сплав Доре», так и производим его до сих пор. Абсолютно ясно, что за оставшийся год правительству Армении не удастся сдержать свое обещание об основании в нашей стране медеплавильного завода с выходом на производство черновой либо рафинированной меди и золото-аффинажного завода с получением чистых слитков золота.

 О каких «шагах в направлении индустриализации Армении» может идти речь, если объем производства в январе текущего года, по данным национального Статкомитета, по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 16,2%, а по сравнению с декабрем 2024 года – и вовсе на 54,2%?! При этом наибольший удельный вес в общей структуре отрасли традиционно приходится на долю, мягко говоря, не самых экономически сложных для производства продуктов питания, после которых следуют табачные изделия, основные металлы, напитки.

 ПРИЧЕМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ОСНОВНЫХ МЕТАЛЛОВ, ТО ЭТО, КАК НЕОДНОКРАТНО ПОДЧЕРКИВАЛ «ГА», всего лишь импорт драгоценных металлов, которые в лучшем случае после легкой обработки или просто упаковки, а то и вовсе без них реэкспортируются. Сам факт того, что с конца 2023 года в экспортно-импортных операциях стали доминировать драгметаллы и драгкамни при резком спаде объемов производства в национальной ювелирной промышленности, однозначно свидетельствует об элементарном реэкспорте. В этом году с этим станет намного сложнее, поэтому Армении неминуемо грозит резкое падение всех промышленных показателей, которые до сих пор держались преимущественно на манипуляциях с цифрами и не имели никакого отношения к развитию собственного потенциала Армении.

 Властям нечего представить и как результаты своей аграрной политики. На бумаге останется записанное в программе обещание «стимулировать целевое и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, вводить в оборот неиспользуемые земли». Объем необрабатываемых земель в республике в лучшем случае остается прежним. При этом снизилось поголовье домашнего скота, а также производство основных сельхозкультур. Уровень продовольственной безопасности опустился до опасной отметки.

 Правительству Армении несмотря на благоприятные обстоятельства не удастся выполнить даже обещание «до 2026 года довести показатель международных посещений до 2,5 миллиона». Более того, начавший в прошлые годы по известным причинам резко расти показатель туристических посещений из России бездарное правительство умудрилось остановить, назвав это «диверсификацией». Тем не менее, в прошлом году наибольшее количество туристов, 42,5% от общего числа, прибыло в нашу страну из России.

 В результате число иностранных туристов в 2024 году составило чуть более 2,2 млн, хотя за предыдущий год оно превысило 2,3 млн (спад – на 4,7%). Таким образом, для достижения целевого показателя правительству Армении необходимо в текущем году увеличить количество турпосещений сразу на 300 тысяч, что вряд ли достижимо.

 Взамен правительственные чиновники наверняка будут говорить о впечатляющих достижениях в плане той самой диверсификации. Например, о туристах из Барбадоса, Габона, Нигера, Конго, Мозамбика, Джибути, Белиза, Сомали и т.д. География звучит впечатляюще, но только если не знать, что из этих стран в Армению прибыло по… одному, а в лучшем случае – по два-три туриста. Такая вот диверсификация…