Логотип

АРМЕНИЯ-ИРАН: ИНФРАСТРУКТУРА В ЗАРОДЫШЕ

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК – наднациональный орган ЕАЭС) получила официальное уведомление Исламской Республики Иран о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу полноформатного Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном. Ранее, в январе 2025 года, в адрес иранской стороны было направлено уведомление о завершении всех процедур в ЕАЭС…

«В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ ЭТОГО СОГЛАШЕНИЯ ПОСЛЕ ОБМЕНА НОТАМИ, подтверждающими завершение необходимых процедур, для вступления документа в силу предусмотрен срок в 60 дней. Таким образом, оно вступит в силу 15 мая 2025 года», — отметил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

Предполагается, что реализация нового соглашения станет эффективным инструментом развития торговли между странами и уже в обозримой перспективе поможет довести взаимный товарооборот до рекордных $12 млрд. Это означает примерно двукратное увеличение по сравнению с текущими объемами.

Напомним, что с 2019 года действовало временное соглашение ЕАЭС с Ираном, ведущее к образованию зоны свободной торговли (ЗСТ), по ограниченному количеству товаров. 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге было подписано полноформатное Соглашение о свободной торговле, устанавливающее беспошлинный режим между сторонами в отношении почти 90% всей товарной номенклатуры.

Хотя и временное соглашение открывало перед Арменией хорошие возможности для наращивания экспорта в Иран, однако они не были использованы, и за 6 лет его действия никаких значимых объемов экспорта в соседнюю страну замечено не было. Вот почему сохраняется и солидная доля скептицизма в отношении того, удастся ли правительству Пашиняна хотя бы на сей раз воспользоваться возможностями нового, уже полноформатного, соглашения.

Между тем, послушать наших высокопоставленных должностных лиц, так все вроде бы окей, и они сильно довольны тем, как развиваются торгово-экономические отношения между двумя дружественными странами. Так, в ходе обсуждения 14-го марта в парламенте исполнения правительственной программы за 2024 год глава МИД Армении Арарат Мирзоян выглядел вполне удовлетворенным уровнем экономических отношений с Ираном. Вот что он, в частности, сказал: «Очень интересный факт: по сравнению с 2023 годом товарооборот между Арменией и Ираном составил (в 2024 году. – А.А.) около $737,5 млн, а это рост (корректнее – прирост. – А.А.) на 6,5%».

Вообще-то руководство Армении должен интересовать не товарооборот вообще, то есть сложение импорта и экспорта, а именно экспортная составляющая товарооборота, поскольку рост последнего за счет покупки и ввоза в республику иранских товаров — задача далеко не первостепенной важности. А вот что касается экспортных возможностей Армении, то тут дело обстоит, прямо скажем, неважно, и действие временного соглашения о свободной торговле мало что в этом плане изменило.

ТАК, ПО СВЕЖИМ ДАННЫМ СТАТКОМИТЕТА ЗА ЯНВАРЬ ЭТОГО ГОДА, импорт из Ирана в Армению (относительно января прошлого года) вырос на 38,4%, а вот экспорт в обратном направлении – всего на 1,8%. В денежном выражении речь идет соответственно о $41 млн и… $7 млн 668 тысячах. Таким образом, торговый баланс (дефицит) самым очевидным образом складывается не в нашу пользу. В январе, год к году, он увеличился с минус $21 млн 725 тысяч до минус $33 млн 154 тысяч. Подчеркнем особо: это только за один месяц.

Между тем и сам Пашинян в своих публичных выступлениях восторгается непонятно чем, говоря об армяно-иранских экономических отношениях. За 7 лет пребывания у власти его правительство пальцем о палец не ударило с тем, чтобы развить инфраструктуру взаимной торговли, иждивенчески пользуясь тем, что оставлено им прежними властями, будь то построенный еще в 1995 году мост через реку Аракс или возможности перетока электроэнергии по схеме «газ в обмен на электроэнергию».

Словно спохватившись, что наступил последний предвыборный год, правительство Пашиняна несколько активизировалось и пытается хотя бы слегка продвинуть доставшиеся им по наследству перспективные проекты, о которых не вспоминало годами. Вдруг заговорили о планировании нового моста через Аракс. Сообщается также о работах на строительстве связывающего две страны участка дороги Каджаран-Агарак протяженностью 32 км межгосударственного транспортного коридора Север-Юг. Ни шатко ни валко идет модернизация на европейский кредит КПП «Агарак» на границе с Ираном (хотя полностью бездействующий до сих пор КПП «Маргара» на границе с Турцией обустроили в рекордно короткие сроки). И по-прежнему в зародышевом состоянии пребывает СЭЗ «Мегри» на той же границе.

Отдельный разговор о многострадальном возведении 3-й высоковольтной ЛЭП Иран-Армения, которая позволит кратно увеличить поставки электроэнергии в Иран взамен на приходящий оттуда газ. Строительство стартовало еще в 2011-2012 годах, однако окончание работ уже неоднократно переносилось, а когда крайним сроком было установлено 31 декабря 2024 года, обнаружилось, что с подстанции «Нораван» строящейся ЛЭП… украли медную обмотку с двух трансформаторов. Сроки завершения работ вновь отложили, хотя, по официальным данным, проект находится на завершающей стадии, и 85% работ уже выполнены.

Заметим, что подрядчик строительства ЛЭП – иранская компания Sunir. Работы ведутся на средства Иранского банка экспортного развития (86,4 млн евро) и займ, привлеченный самой компанией Sunir (20,4 млн евро). Из-за упомянутой кражи цветных металлов теперь правительство Армении еще и выдаст иранской компании бюджетный кредит.