Логотип

БЕРДАШЕН И БЕРДАШЕНЦЫ — ДО И ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ

Предание села Бердашен Мартунинского района Арцаха гласит: когда-то давным давно здесь, среди девственных лесов и неприступных скал жила юная княжна, прекрасная, как лань, гордая, как горы и смелая, как ее народ. Она была влюблена в удалого юношу — одного из знатных князей страны, и чувство было взаимным. Однако их счастье длилось недолго: в одном из боев с напавшими на родину врагами погиб мужественный князь, и девушка дала обет остаться верной ему до конца своих дней.

 БЕРДАШЕН И БЕРДАШЕНЦЫ - ДО И ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯВСКОРЕ СЛУХИ О ЕЕ КРАСОТЕ И ОДИНОЧЕСТВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОДИНЫ. Свататься к красавице приезжали женихи из знатных родов, но ее не прельщали ни их мужество и богатство, ни угрозы взять ее силой. И однажды молодой заморский князь решил напасть на ее родину и захватить красавицу-армянку. Чтобы спастись, девушка поднялась на самую высокую скалу округи и вместе с преданными слугами воздвигла там крепость, спрятавшись за ее прочными стенами.

Но жених-чужеземец не сдавался. Осадив крепость и лишив ее обитателей пищи и воды, он надеялся покорить их. Княжна и ее мужественные воины яростно сопротивлялись, тем не менее, крепость была захвачена, и девушка, оставаясь верной клятве, решила броситься с высоты вниз, в ущелье. На месте ее гибели образовался родник, который бьет до сих пор, а сама возвышенность была названа в народе Ахчкаберд — Крепость девушки.

 БЕРДАШЕН И БЕРДАШЕНЦЫ - ДО И ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯЭту легенду рассказал на днях уроженец Бердашена, сооснователь и главный архитектор Архитектурной мастерской «Портал» Севак Асрян (Арцах), встреча с которым состоялась в рамках научных семинаров, организуемых Кафедрой культурологии ЕГУ. На мероприятии, названном «Память о потере: Бердашен и бердашенцы», Севак Асрян рассказал присутствующим историю села Бердашен и создания его главного символа — известного музея-мемориала «Ахчкаберд» (также «Кусаберд»), хранимой в нем коллекции редких артефактов, найденных на территории села, представил проект реконструкции памятного парка, рассказал о начатых работах, которые из-за потери Арцаха так и не были завершены, и о многом другом.

Мероприятие открыл историк и культуролог, заведующий кафедрой культурологии ЕГУ, профессор Гамлет Петросян. Он отметил, что археологическая экспедиция, работающая под его руководством в Арцахе на территории древнего города Тигранакерта, на протяжении многих лет сотрудничала с общиной села Бердашен, проводила там раскопки, занималась изучением исторических следов и обнаруженных артефактов этого древнего края. Он также представил Севака Асряна, по проектам которого в Степанакерте были построены современные здания и архитектурные комплексы.

 БЕРДАШЕН И БЕРДАШЕНЦЫ - ДО И ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ«В Бердашене есть немало потрясающих археологических памятников, к которым мы, можно сказать, лишь прикоснулись, но так и не успели до конца исследовать. Мы также не имеем достаточной информации о самой крепости Ахчкаберд, исследования которой начали с Гамлетом Петросяном. Я надеюсь и верю, что однажды мы вновь вернемся туда с его командой и продолжим наше дело, призванное служить науке и сохранению богатой культуры Арцаха, — сказал Севак Асрян. — Однако в первую очередь мне хочется рассказать об уникальном музее Бердашена, основанного благодаря большой любви преподавателя истории местной школы Айкуш Азарян, у которой учился и я. Именно она вдохнула в несколько поколений бердашенцев любовь к родному селу и Арцаху: она преподавала и моим родителям, пробуждая в своих воспитанниках любовь к истории Армении и Арцаха и в советскую эпоху. В разные годы Айкуш Азарян организовывала походы и экскурсии в окрестности Ахчкаберда и приучала своих учеников к внимательному отношению к территории, поискам артефактов, необычных предметов, фрагментов старинных изделий и т.д. Поколение и моих родителей, и мы сами с большим интересом относились к этим «экспедициям», собирали все, что нам казалось интересным и важным. Затем Айкуш Азарян перебирала наши находки и оставляла те, что действительно представляли собой историческую, археологическую, культурологическую, национальную ценность».

 БЕРДАШЕН И БЕРДАШЕНЦЫ - ДО И ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯПО СЛОВАМ СЕВАКА АСРЯНА, ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ МУЗЕЯ В БЕРДАШЕНЕ, который в советскую эпоху носил азербайджанское название Каракенд, находки ученических «экспедиций» хранились в одной из комнат школы, вход в которую разрешался крайне редко и то под присмотром учительницы.

«Помню, как этот день превращался для нас в некое волшебство, таинство. Войдя в комнату, мы не могли оторвать глаз от древних образцов, часть которых была найдена нами. В коллекции было множество разнообразных старинных предметов, в их числе серебряные и золотые монеты, 12 серебряных поясов, и т.д., — продолжил Севак Асрян. — И однажды, еще в советское время, к нашему удивлению, было решено построить напротив Ахчкаберда памятник-мемориал в честь погибших в Великой Отечественной войне бердашенцев, трехэтажный изнутри постамент которого служил бы музеем. Высота и музея, и памятника достигала 13-14 метров каждый. Проект был осуществлен, и это место стало самым любимым уголком для жителей села, где отмечались праздники, в том числе и День победы: в войне с фашистами из 400 бердашенцев погибли 180».

 БЕРДАШЕН И БЕРДАШЕНЦЫ - ДО И ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯВ Музее было выделено место и для хранящейся в школе коллекции артефактов, однако в ходе первой Карабахской войны из-за вражеских артиллерийских обстрелов памятник был поврежден, а коллекция музея в основном была утеряна. Небольшая часть, которую удалось сохранить, после войны была заперта в музее до лучших времен. Спустя годы Архитектурная мастерская «Портал» задумала реконструкцию памятника и прилегающей к нему территории по проекту, предложенному Севаком Асряном.

«Нам удалось восстановить разрушенные фрагменты памятника, в частности, руку женской фигуры. Совместно с партнерами из Франции мы обнесли оградой часовню Мец Наатак ХVII века. При поддержке правительства Республики Арцах планировалось реконструировать и музей, который также частично пострадал в 1992-94 гг., была асфальтирована дорога к мемориалу, проведена облицовка постамента и т.д., — отметил Севак Асрян. — Работы были в процессе, когда мы начали проводить на территории мемориала разные мероприятия, чтобы привлечь к нему внимание бердашенцев, вернуть его былую значимость. Среди них — передвижная фотовыставка «Мое Отечество» и другие, что вызвало интерес в разных уголках Арцаха: о Бердашене стали гворить по всей стране. Тогда же было задумано восстановить и другую традицию села — производство вина».

 БЕРДАШЕН И БЕРДАШЕНЦЫ - ДО И ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯИЗВЕСТНО, ЧТО В БЕРДАШЕНЕ ЛЮДИ ИЗДРЕВЛЕ ЗАНИМАЛИСЬ ВИНОГРАДАРСТВОМ. В советские годы здесь был открыт винный комбинат, продукция которого была известна во всей стране. В независимом Бердашене 90% населения занималось виноградарством и виноделием. На двух заводах производилось вино нескольких брендов — Pyort (в местном диалекте «берд» — крепость), Chirvish, Kusaberd, отличающиеся отличным вкусовым качеством. Мероприятия проводились здесь даже после 44-дневной войны и частичной оккупации Арцаха: бердашенцы, как и все арцахцы, верили, что нормальная жизнь восстановится.

«К сожалению, после изгнания арцахцев из Арцаха, бердашенцы, расселившись по Армении, потеряли былое единство. Жизнь общины децентрализована, что мешает людям сохранять свои традиции, — сетует Севак Асрян. — Музейную коллекцию мы успели перевезти в убежище школы, но затем так и не смогли вывезти. Некоторые из виноделов — производителей брендовых вин — продолжают заниматься своим делом, но в частном порядке, в домашних условиях, однако хотелось бы изыскать возможности, найти поддержку для восстановления производства и реализации наших винных брендов. Некоторая часть бердашенцев занималась также выращиванием табака и пытается продолжить это дело сегодня. Было бы прекрасно, если бы появилась возможность для основания в Армении села, куда бы заселились бердашенцы, чтобы сохранить память о родном селе, его быте, традициях, занятиях и не дать им исчезнуть — до возвращения домой, в Арцах, в которое мы продолжаем верить».

Фото со страницы Berdashen Foundation