Логотип

КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ

Согласно закону, резервный фонд правительства (РФП) предусмотрен в государственном бюджете, причем идет отдельной строкой и не может превышать 5% расходной части. Средства этого фонда используются для финансирования непредвиденных расходов и управления различными социально-экономическими рисками, а также для поддержания бюджетных гарантий…

 ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ПАШИНЯНА КАК СТИХИЙНЫХ, ТАК И «РУКОТВОРНЫХ» БЕДСТВИЙ, МЯГКО ГОВОРЯ, ХВАТАЕТ. Например, в мае прошлого года наводнение в Лори и Тавуше нанесло колоссальный ущерб, хотя последствия могли бы быть гораздо мягче, если бы правительство 7 лет не игнорировало решения прежних властей о регулярной очистке русла рек и укреплении прибрежных защитных сооружений, на что ежегодно должны были выделяться средства из госбюджета. Май уже этого года также выдался в этом плане чрезвычайным, и теперь правительство подсчитывает ущерб сельхозпроизводителей от ливней в целом ряде областей Армении с целью возместить его, поскольку предусмотренная для подобных случаев правительственная программа агрострахования оказалась недееспособной.

 Если же говорить о расходах правительства, вызванных собственно его действием или бездействием, то на память приходит прежде всего позорно проигранная война в Арцахе и вытеснение оттуда армянского населения, нуждающегося в поддержке. Причем, еще большой вопрос, насколько непредвиденными оказались для правительства указанные события. В любом случае некомпетентность властей в управлении страной, в чем признается по различным поводам и сам Пашинян, обусловила беспрецедентные в истории независимой Армении размеры резервных фондов.

 При этом сменились некоторые акценты в использовании средств РФП. Так, если раньше довольно много денег выделялось на покрытие расходов, связанных с похоронами известных личностей и досрочными выборами руководителей сельских общин, то при Пашиняне, кажется, экономят даже на церемониях прощания, как это, к примеру, произошло с недавним уходом из жизни бывшего президента НАН РА, академика Радика Мартиросяна. Да, была создана правительственная комиссия по организации похорон, а Пашинян 8-го мая присутствовал на церемонии прощания, но вот о выделении средств из РФП на эти цели ничего не сообщалось.

 Не так давно правительство выдало бюджетную гарантию в размере $150 млн нескольким банкам Армении, которые предоставят синдицированный кредит компании Lydian Armenia для подготовки и начала эксплуатации Амулсарского золоторудника. Надо сказать, бюджетная гарантия – это обязательство правительства, гарантирующее надлежащее исполнение долговых обязательств за счет средств госбюджета, причем в случае чего суммы, обусловленные неисполнением гарантированных долговых обязательств, выплачиваются за счет средств резервного фонда, предусмотренного госбюджетом, и отражаются отдельной строкой.

 ПРЕЖНИЕ ВЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО РЕДКО И ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ НЕ СЛИШКОМ БОЛЬШИМИ СУММАМИ практиковали выдачу бюджетных гарантий частным хозсубъектам. Что же касается правительства Пашиняна, и без того залезшего в колоссальные долги, то выдача столь внушительной бюджетной гарантии представляется чрезвычайно рисковой, поскольку в случае неудачи проекта все неисполненные кредитные обязательства «Лидиан» лягут на госбюджет, то есть на плечи налогоплательщиков. Кстати, правительство собирается изменить закон, что позволит ему не вносить, как до сих пор требовалось, сумму бюджетной гарантии в размер государственного долга. В любом случае, ухудшение экономической конъюнктуры в Армении уже ни для кого не секрет, поэтому правительство Пашиняна, возлагающее большие надежды на указанный проект, решило рискнуть деньгами налогоплательщиков в РФП.

 Как бы то ни было, Минфин Армении, чувствуя приближающиеся угрозы и риски, пытается сохранить в неприкосновенности средства РФП, чтобы употребить их в крайних случаях. Однако как сам Пашинян, так и другие министры продолжают легкомысленно тратить деньги, то и дело запуская руки и в средства фонда. Так, насколько непредвиденными и актуальными можно считать затраты МИД РА на спешное открытие и обустройство посольства Армении в султанате Оман, если буквально рядом, в ОАЭ, уже имеется наше посольство, которое могло бы по совместительству решать задачи и в Омане? Почему надо именно в это сложное и изобилующее тревожными неопределенностями время спешно обустраивать посольство в далеко не самой важной для Армении стране?

 С другой стороны, министр финансов Ваге Ованнисян уже в который раз прямо призывает министра экономики Геворга Папояна прекратить все время дополнять и изменять свои неэффективные программы, требующие все больше непредвиденных затрат. Примечательно, что сам Пашинян не испытывает никаких иллюзий в отношении вырабатываемых Минэкономики программ господдержки, которые прямо называет неработоспособными, однако правительство продолжает штамповать их одобрения, как в конце концов утвердило и расходы из средств РФП на посольство в Омане, хотя это явно не тот самый крайний случай, на которые вообще-то предусмотрены резервы фонда.

 В апреле прошлого года правительство выделило Службе внешней разведки Армении из РФП 53,2 млн драмов ($134,6 тысячи). Как было сказано в проекте решения, эти средства пойдут на «обеспечение деятельности службы» – получение и обработку информации, связанной с защитой государства от внешних угроз. Спрашивается, насколько можно считать непредвиденными эти расходы, если СВР была создана в октябре 2023 года, а следовательно, можно было вполне предусмотреть соответствующую статью расходов в госбюджете на 2024 год, а не вновь спешно запускать руки в РФП?

 А уже в апреле этого года министр высокотехнологической промышленности Армении Мхитар Айрапетян предложил воспользоваться ассигнованиями из РФП для создания фонда под названием «Общественно-полезная медиасреда», призванного материально поощрять вещателей аудиовизуальных программ к созданию надлежащего информационного контента. Кстати, заметно стремление правительства Пашиняна закамуфлировано поставить под контроль эфир теле- и радиокомпаний. Так, еще в январе 2020 года из того же резервного фонда правительства были выделены средства Совету Общественной телерадиокомпании Армении с целью проведения международного аудита достоверности телеизмерений, то есть просмотров (рейтинга) цифрового телевидения.