Армения потеряет много привилегий, если вступит в Евросоюз, так как ей придется выйти из ЕАЭС. Об этом, как передает ТАСС, заявил журналистам секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу.
«ПО САМЫМ СКРОМНЫМ ПОДСЧЕТАМ, ВЫХОД ИЗ ЕАЭС НА ЭТАПЕ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА о присоединении к Евросоюзу будет стоить Армении 30-40% ее ВВП. Это нанесет экономике страны критический ущерб, а падение производства, сжатие рынка труда, рост безработицы и инфляция приведут к резкому снижению уровня жизни. При этом на щедрые субсидии от ЕС с учетом состояния европейской экономики Еревану рассчитывать не следует», — сказал Шойгу.
По его словам, в обмен на перспективу евроинтеграции гражданам Армении придется отказаться от привилегий, которые дает единый рынок труда ЕАЭС, в том числе от трудоустройства без разрешительных документов, упрощенной регистрации, бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и многого другого. Шойгу напомнил, что денежные переводы в Армению из России обеспечивают примерно 15% ВВП страны. «Значительная доля приходится на перечисления от армянских граждан, работающих в России. С учетом того, что многим придется вернуться на родину, а в Европе их не ждут, можно с уверенностью прогнозировать, что денежные поступления из-за рубежа в армянскую экономику сократятся, и весьма существенно», — считает Шойгу. Кроме того, Армении придется перестраивать всю систему стандартов и сертификации под требования ЕС.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: КАК НИ СТРАННО, НО ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ ГЛАВЫ СОВБЕЗА РФ В АРМЕНИИ НЕ ВЫЗВАЛО большую волну гневных комментариев со стороны представителей команды власти и ее ближайшего окружения. Обычно в таких случаях раздаются крики о том, что Москва шантажирует Ереван, и предлагаются способы избавления от «тлетворного» влияния России на Армению. Способы разные — от замены российской пшеницы на рис из альтернативных источников, от замены российского газа на иранский и азербайджанский газ, до масштабной диверсификации экспорта. Что-то на сей раз в ответ на заявление из Москвы нет ни предложений подобных «рецептов», ни негодования позицией российского руководства. К чему бы это?
Ответ на данный вопрос, разумеется, можно найти в геополитической и внутриполитической плоскостях. С одной стороны, стремительно меняется конъюнктура в международной политике и выбранный армянской властью прозападный курс сегодня для нее (власти) представляется не столь заманчивым, как еще буквально месяц назад. С другой, в преддверии электоральных процессов в самой Армении пашиняновской команде, ставящей перед собой задачу воспроизводства, социально-экономические потрясения в стране категорически противопоказаны. Между тем вероятность таких потрясений уже сейчас очевидна, а выпады в адрес России со всеми вытекающими ответными последствиями – не лучший способ смягчить ситуацию. Видимо, исходя из таких соображений заявление Сергея Шойгу в Ереване бурной негативной реакции не вызвало.
На самом деле, если оставаться в режиме здравомыслия, то секретарю Совбеза РФ возразить нечем. По сути, Сергей Шойгу просто показал цену, которую Армения и армянский народ могут заплатить за авантюрный проект по евроинтеграции. Да и то, представлен не полный прейскурант вероятных потерь, связанных с изменением вектора развития Армении от ЕАЭС в сторону ЕС. Другое дело, что армянская власть эту цену или не знает, или пытается скрыть от общественного внимания. А скорее всего и то, и другое.
Судите сами, например Сергей Шойгу знает, что евроинтеграционный процесс и дезинтеграция с ЕАЭС, обойдется Армении в 30-40% ВВП страны. Между тем подобных оценок армянское правительство не давало. То есть, с точки зрения Москвы, будущие вероятные потери Армении прогнозируемы в конкретных цифра. А вот с точки зрения Еревана… Пустота, никаких оценок. По крайней мере опубликованных. Например, Сергей Шойгу знает о том, что Армения рискует потерять 15-процентную долю в ВВП, которая обеспечивается за счет частных трансфертов из РФ. А Ереван об этом не знает. Парадоксально в этой ситуации то, что даже оспорить армянская власть оценки Сергея Шойгу не может по причине отсутствия собственных подсчетов. По сути, в Москве знают цену, которую должна будет заплатить Армения за свой судьбоносный разворот, а в Ереване об этом даже не задумываются…