ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТБИЛИССКОГО АРМЯНСКОГО ТЕАТРА, РЕЖИССЕР И ДРАМАТУРГ АРМЕН БАЯНДУРЯН любит цитировать отца-основателя Геворга Чмшкяна: «Как я мечтаю о том времени, когда мы сможем оставить свои сценические костюмы и грим в собственной гримерке и уйти домой. Как мы устали перемещаться с одной сцены на другую!». Это было сказано во времена, когда Питоев уже построил грандиозное здание Артистического театра, ныне здание прославленного грузинского Национального театра им. Руставели. Но в те времена это была, как сказали бы сейчас, «свободная площадка», free venue, и армянская труппа платила арендную плату наравне со всеми…
«Когда-то армянин Питоев построил в Тбилиси здание театра имени Руставели — Грузинского Национального театра. Теперь грузин Иванишвили построил в Тбилиси здание Армянского театра. Все правильно — по долгам надо платить», — так считает великий театральный режиссер и руководитель грузинского Национального театра Роберт Стуруа.
Еще 600 лет назад Козимо Медичи явил пример всем финансовым магнатам — лучший способ остаться в истории навсегда и со знаком «плюс», это поддержка искусства. Бидзина Иванишвили взял на себя реконструкцию-строительство Армянского театра полностью — от возведения здания до технического оснащения и мебели. Впрочем, в комнатах администрации, в которые она уже переехала, по-прежнему стоят изысканные бюро и старинные е шкафы, напоминающие о том, что это театр с 200-летней историей. Ведь хотя армянский театр с профессиональной труппой, возглавляемой Геворгом Чмшкяном, был основан в 1856 году, уже начиная с 1824 года в армянской Нерсесяновской школе Тбилиси ставились спектакли на армянском языке, которые дальше игрались на разных сценах.
СЕГОДНЯ БЛАГОДАРЯ НЕСЛЫХАННОЙ ЩЕДРОСТИ ИВАНИШВИЛИ, О КОТОРОЙ НАМ, ЖИТЕЛЯМ СТРАНЫ, В КОТОРОЙ ТЕАТРЫ НЕ СТРОЯТ, а норовят закрыть, и помыслить трудно, о прежнем здании Армянского театра им. Адамяна напоминает лишь фасад. И уже ничто не напоминает о выщербленных лестницах, облупившихся стенах, протекающей крыше и еще много о чем, что 10 лет назад делало поход в этот театр экстремальным видом спорта. Теперь лестницы сияют мрамором, большая сцена и обрамленный ложами зрительный зал выглядят совершенно маняще. В Малом зале на 120 мест — на третьем этаже — уже установлены кресла, которых в прошлый визит в театр еще не было. Световая и звуковая аппаратура частично подошла, а остальную ждут со дня на день. И отдельная песня — огромный открытый балкон с балюстрадой, откуда открывается роскошный вид на Тбилиси и где в теплый период предполагается создать зону отдыха для коллектива.
Армен Баяндурян настаивает, что второго такого театрального дома нет во всей Грузии. Возможно. И уж точно, такого театрального дома, увы, нет , в Армении. «У нас в театре произошла смена поколений, сегодня в труппе очень много молодежи, и среди них многие никогда не выходили на родную сцену. Через несколько месяцев они получат такую возможность. Я бесконечно благодарен не только Иванишвили, но всей Грузии за такое отношение к нашему, Армянскому театру», — говорит его руководитель.
Тбилиси был и остается городом филантропов и меценатов, имена которых живут пока живо искусство. Тбилиси был и остается верен своему имиджу города, «мультикультура» которого на протяжении столетий создавала его колорит и неповторимость. А если проследить, в каком тесном сотрудничестве с грузинским театром работали адамяновцы на протяжении последних 6 лет пока шел ремонт, становится понятным, как работает культура — сближая, а не разъединяя, сглаживая углы, наводя мосты, если только ей не мешают. А адамяновцы работали, наращивая мускулатуру — чтобы творческий процесс и театральная история продолжались, продолжалась традиция, которую делали великие артисты.
«Наш театр не должен работать по принципу «как-нибудь удерживаемся на плаву» — так не должно быть! Если наш театр не будет в творческом плане говорить с театрами Грузии как равный с равными, если его планка (и художественная, и по всем остальным параметрам) не будет того же порядка, что театры грузинские, такой театр просто не нужен… У нас уже есть договоренности о постановках и с армянскими, и с грузинскими режиссерами. Роберт Стуруа, который никогда не ставит в других театрах Грузии, уже принял активное участие в нашей постановке «Ханумы» и примет непосредственное участие в работе над «Пепо», которым мы откроемся», — говорит Армен Баяндурян.
Пожалуй, «Пепо» станет самой долгожданной во всех смыслах премьерой нового театрального сезона. И под крышей нового, великолепного Армянского театра Тбилиси соберутся арт-деятели Грузии и Армении. Это будет день бесконечной благодарности и открытого взгляда в будущее — день Культуры и Театра, которые всегда и только объединяют.