В рамках реформ и структурных преобразований в МВД упразднили подразделение по борьбе с карманниками. Отвечая с трибуны парламента на заданные в этой связи депутатские вопросы, министр Арпине Саркисян объяснила это тем, что «преступления против собственности не могут делиться на кражи в транспорте и другие». На самом деле, речь идет не о классификации преступлений, а методах борьбы с самой древней из всех разновидностей краж.
ДЕПУТАТ ОТ ФРАКЦИИ «АЙАСТАН» ЭЛИНАР ВАРДАНЯН НА ДНЯХ КОНСТАТИРОВАЛА, что кражи в транспорте стали ежедневным бедствием для пассажиров, и выход из положения вряд ли будет найден, так как карманники – самый неуловимый вид преступности. Вора-карманника, как известно, надо взять «на кармане», а в транспорте это затруднительно. С установкой камер слежения, которые позволяют фиксировать перемещение посетителей по территории престижных ярмарочных комплексов даже в условиях больших потоков, воры-карманники переместились в подземные переходы, где тоже идет бойкая торговля, а главным местом их деятельности стали большие автобусы в часы пик, когда в салонах негде иголке упасть.
Если специалисты по квартирным кражам выбирают объект заранее, долго следят за жильцами, подбирая отмычку к замку, то карманники действуют из расчета на скорость. В советские времена женские сумки в транспорте резали заточенной 5-копеечной монетой, сегодня в ходу усовершенствованные подручные средства, однако главный инструмент карманника – это руки. Из карманов и сумок воруют все – мелочь и банковские карты, дергают бумажники, не брезгают даже зонтами.
Транспортом, как известно, пользуется не самая обеспеченная часть общества, карманники достают из сумок и карманов последнее, а в МВД тем временем упразднили подразделение, которое специализировалось на этом виде краж, требующих большой тренировки и ловкости рук. Как ни парадоксально, но в воровской иерархии карманники стоят выше квартирных воров-форточников и медвежатников (специалисты по взлому сейфов).
В условиях участившихся краж в салонах автобусов и троллейбусов, а также в уличных переходах и на рынках сельхозпродукции упразднение специализированного подразделения МВД свидетельствует о сугубо декоративном, а не прикладном характере реформ, ибо их проведение никак не отразилось на показателях преступности. Скажу больше: отчетность МВД о сокращении числа квартирных краж за последние годы вызывала в обществе большое недоверие. Похоже, речь идет о том, что сократилось не количество краж, а число тех, кто обращается за помощью к компетентным органам. После реформы МВД большинство потерпевших считает, что это обращение абсолютно бессмысленно, ибо украденное вернуть не удастся. В последнее время в столице и марзах участились кражи из небольших магазинов, крадут не только спиртные напитки и сигареты, но и макароны, хлеб и постное масло…