Логотип

«ФЛАГ НАД ЧИНАРОЙ»

Автор — "наш" человек в Гюмри
В течение ряда лет корреспондента "ГА" Владимира Арутюняна мы называли в редакции "нашим" человеком в Гюмри. Оттуда он присылал материалы: краткие и развернутые, злободневные и аналитические, раздумчивые, на перспективу. И теперь он не порывает связей с редакцией. На днях заявился с книгой рассказов "Флаг над чинарой", посвященной памяти первого председателя Верховного Совета Нагорно-Карабахской Республики Артура Мкртчяна.
ВСЕ 12 РАССКАЗОВ И ОЧЕРКОВ АРУТЮНЯНА
были в свое время опубликованы на страницах "ГА", и, читая, я их сразу припомнил. Все до единого, хотя некоторые вышли десять с лишним лет назад. Дело в том, что среди них нет проходных. Выразительно, точно, немногословно автор говорит о том жутком времени, о котором многие из нас, вспоминают, не веря, что все это нам довелось выдержать.
Вот гюмрийцы, скандирующие в декабре 1988-го "Ка-ра-бах!" на руинах поверженного землетрясением города и озадачившие так и не понявшего ни черта в армянских делах "любимчика" Запада генсека Горбачева. Вот еще один земляк автора — Григор-пап из прекрасного рассказа "Увидеть Карс и вернуться?" Родившийся в 1908 году в Карсе дед Григор до конца дней надеялся приехать в родной город не гостем и оставил этот завет потомкам.
А рядом в других рассказах — герои Карабахского движения. Рубик из Гадрута, ночью, тайком водрузивший флаг Армянской ССР над высоченной чинарой в Гадруте под носом у взбесившихся азербайджанских омоновцев. Арто из старого гюмрийского рода Терзянов, погибший в Карабахе. В день его гибели друзья едут на кладбище, чтобы над могилой традиционно прозвучал гимн Армении в бесхитростной аранжировке музыкантов "рабиса".
В ИРОНИЧЕСКИ-НЕЖНОМ РАССКАЗЕ "НАША" НЕВЕСТА" автор восхищенно пишет о невесте в подвенечном платье, направляющейся в горячке февраля 1992 года в Карабах к своему суженому, командиру отряда на передовой. Нельзя без боли читать рассказ "Паром "Советский Азербайджан" про беженку тетю Арфению, бакинку с ул. Солнцева, 8, пытавшуюся спасти на пароме, следующем в Красноводск, 12-летнюю армянскую девочку от выродков — азербайджанских милиционеров. Тело тети Арфении, бросившей гранату в насильников, азербайджанцы выбросили в море.
Горький очерк о несбывшихся надеждах отца Шагена Мгеряна, Зинавора-дайи, патриарха Шаумяновского района Карабаха.
Всего в 5-6 страничках об Артуре Мкртчяне выделена выразительная, главная деталь в характере Артура и его единомышленников: "Из круга, заложенного Артуром, люди не уходили. Они просто погибали".
БОЛЬШИНСТВО РАССКАЗОВ АРУТЮНЯНА НАПИСАНО В 90-е ГОДЫ, и они напоминают о том, что тогда многие из нас были совсем другими. Понюхавший в Карабахе пороха автор в послесловии к рассказам подчеркивает, что "все те территории, на которые ступил сапог армянского солдата. . . это просто освобожденная часть нашей Родины". И об этом надо помнить в неизбежных политических торгах. Далее он пишет: "Просто шкала ценностей у нас в последнее время дала очень сильный "крен". К сожалению, не в лучшую сторону. И не по вине народа. Но, несмотря ни на что, мы не имеем права "уставать на полпути". Мы обязаны восстановить систему истинных непреходящих ценностей и довести начатое в 88-м до своего логического конца".
"Флаг над чинарой" перекидывает мостик из героики недавнего прошлого в сегодняшние цинично-безнадежные будни. Но "уставать на полпути" нельзя. И "нашему" человеку в Гюмри — тоже. Так что пиши, Володя, дальше.