«Призываю вас еще более активно участвовать в практической реализации нового наднационального механизма, который дает уникальные возможности для предприятий реального сектора экономики и направлен на устойчивое развитие промышленного потенциала наших государств», — с таким призывом недавно обратилась к участникам презентации в Торгово-промышленной палате РФ нового механизма финансовой поддержки министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Гоар Барсегян, добавив, что запуск этого наднационального инструмента стал одним из значимых достижений текущего этапа евразийской интеграции…
НАПОМНИМ, ЧТО С ИЮНЯ 2024 ГОДА В ЕАЭС НАЧАЛ ДЕЙСТВОВАТЬ ПИЛОТНЫЙ МЕХАНИЗМ субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, направленный на реализацию совместных кооперационных проектов в различных сферах промышленной индустрии. Однако, как ни странно, армянские промышленники и предприниматели, которые сегодня, как никогда, нуждаются в финансировании своих бизнес-программ, не проявляют в этом плане никакой активности. Причина, скорее всего, кроется в пассивной позиции и отсутствии соответствующей организационной работы, в том числе разъяснительной, со стороны Министерства экономики Армении.
Корреспондент «ГА» специально обратился с запросом в ЕЭК, на что ответственный специалист Департамента промышленной политики Илона Калантарова сообщила, что «в рамках данного инструмента поддержки 22 января текущего года Совет Евразийской экономической комиссии одобрил первые две заявки по предоставлению из бюджета ЕАЭС субсидий на реализацию двух кооперационных проектов, реализуемых АО «Муромский стрелочный завод» (Российская Федерация) и ЧК Kazrost Engineering Ltd. (Республика Казахстан)».
Проект АО «Муромский стрелочный завод» направлен на создание производственных мощностей для серийного выпуска стрелочной продукции для скоростного и высокоскоростного движения поездов, в том числе для использования продукции при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) и грузонапряженных магистралей на территории России. Целью проекта ЧК Kazrost Engineering Ltd. является приобретение оборудования и расширение производства в части локализации кабины комбайна, увеличение проектной мощности предприятия по производству сельхозтехники на территории Казахстана.
Как видно, армянских предприятий среди пользователей нового механизма нет. Мы вызвали на разговор по этой теме основателя и генерального директора ЗАО «РафэлГриг» Рафаэла Григоряна, который активно работает с предпринимателями и рынками России, Беларуси и Казахстана. Имея в Армении два завода, компания занимается сборкой лифтов (совместно с белорусами), производством различных реле и иных автокомпонентов для всех видов автомобилей, в том числе для различной сельхозтехники. Таким образом, она вполне может вписаться в ту же кооперационную цепочку по производству сельхозтехники, дефицит которой настолько сильно ощущается в России, что она выставила условием прекращения огня в Черном море снятие санкций с ввоза в страну указанной техники.
КАК БЫ ТО НИ БЫЛО, ИЗ ЕЭК НА ПРЕДПРИЯТИЕ «РАФЭЛГРИГ» ДАЖЕ ПРИЕЗЖАЛИ представители комиссии, которые убеждали гендиректора подать заявку на финансирование, поскольку он вполне подходит под главное требование программы, а именно задействование в кооперационной цепочке предприятий, как минимум, из 3-х стран-участниц ЕАЭС. Да вот «беда»: бизнес Р. Григоряна вполне успешен и прибылен, так что никакой необходимости в кредитах у него пока что не возникало, а следовательно, и субсидировать нечего. Тем не менее, гендиректор не стал категорически отвергать возможность подачи заявки на субсидирование в ЕЭК в будущем.
Всего этого никак не скажешь о других армянских промышленных организациях, которые из-за нехватки финансирования не могут продвигать свои перспективные проекты. Между тем последние статистические данные по Армении за первые два месяца этого года показали, что после того, как, говоря словами самих чиновников, «база очистилась» и «цикл реэкспорта подошел к концу», перед нашим взором предстала ужасающая картина деиндустриализации Армении.
Это, во-первых, ускорение резкого спада промышленного производства почти на 20%. Напомним, что рост объема промышленной продукции по итогам 2024 года составил 104,7%, так что резкое схлопывание с самого начала 2025 года индустриального сектора армянской экономики до 80,6% наверняка обусловлено как долгосрочным спадом в горнодобывающей промышленности, так и началом деградации в обрабатывающем секторе. И второе: обрушение экспорта почти на 60%!
Да, цикл реэкспорта действительно подошел к концу: позади остались импорт и реэкспорт автомобилей, драгметалла и драгкамней, прочих товаров, курсирующих через территорию Армении то в подсанкционную Россию, то из нее в третьи страны. При этом не видно эффекта от тех правительственных программ поддержки модернизации промышленности, о которых нам периодически рассказывают чиновники. Вот тут бы и ухватиться за новое, наднациональное, окно возможностей с целью вытянуть армянскую промышленность из болота.
Между тем промышленный сектор является ключевым приоритетом нового этапа евразийской экономической интеграции и традиционно выступает драйвером роста в реальном секторе экономики ЕАЭС. Об этом на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей заявила недавно все та же Гоар Барсегян. Кроме того, о различных аспектах применения механизма финансовой поддержки промышленных кооперационных проектов рассказал в ТПП РФ заместитель директора Департамента промышленной политики ЕЭК Георгий Арзуманян, коснувшись практических вопросов подготовки заявок на получение субсидий.
И вот что еще важно. По словам г-жи Барсегян, «в настоящее время по поручению глав правительств государств-членов интеграционного союза ЕЭК работает над расширением механизма финансовой поддержки кооперации в сфере агропромышленного комплекса. Совместно с бизнесом обсуждаются критерии и источники такой поддержки с учетом специфики АПК». И это также чрезвычайно актуально для Армении, где и в сельском хозяйстве дела, мягко говоря, обстоят неважно.