О МЕРЗОСТЯХ, ВЫСКАЗЫВАЕМЫХ ПАШИНЯНОМ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕМ В АДРЕС ЦЕРКВИ И КАТОЛИКОСА ГАРЕГИНА II, репрессиях в отношении священнослужителей, незаконном аресте архиепископов Баграта Галстаняна и Микаэла Аджапахяна по абсурдным обвинениям, попытке вторжения силовиков на территорию Патриархата и прочих безобразиях сегодня говорят все. И многие, естественно, задаются вопросом: кто эти личности, посягнувшие на нашу святыню, пытающиеся разрушить фундамент, на котором стоит наш общий национальный дом? Люди ли они вообще?
Это очень интересная, но обширная тема, поэтому мы решили посвятить ей отдельную статью. Хотя у меня нет на руках решения суда, обязывающего комментировать эту мерзость. А без решения суда, по доброй воле, всерьез говорить и писать об этом весьма затруднительно. Возможно, когда-нибудь в Уголовный кодекс внесут изменения, согласно которым пожизненное заключение будет заменено обязательством раскрыть сущность этих личностей. Но по мне — лучше все же оставить пожизненное заключение и не брать столь серьезного греха на душу.
Однако все же попробуем. Ибо здесь все довольно просто, нет фантазий и эмоций, одни констатации. Очень важно твердым голосом напоминать о существовании «красных линий», добра и зла, справедливости и беззакониях. Мир держится на простых и твердых понятиях, как это ни покажется странным некоторым.
Начнем со все более часто употребляемого в последние дни окружением вождя и властной пропагандой утверждения, что, мол, Пашинян своими действиями против Церкви «уже вошел в историю».
Может быть, не спорим, но слово «история» имеет огромное количество значений. Можно сказать, например, история культуры, история кино или живописи. Можно сказать «военная история» — история сражений и походов, и это будет совершенно другая история, с другим содержанием и другим подходом к материалу. Может быть история государств и юридических институтов. Может быть история болезни, в конце концов. И в каждом случае слово «история» должно иметь прибавку — история чего?
По глубокому убеждению подавляющего большинства наших сограждан, Пашинян, уверенно вошел и занял лидирующие позиции во всемирной истории предательств. Или в истории вселенского позора. Приведем самое свежее доказательство. Как известно, Facebook заблокировал пост Пашиняна некорректного содержания о Католикосе Гарегине II и других священнослужителей. Приведите, сограждане, хотя бы один пример, чтобы Facebook заблокировал высказывания какого-либо главы государства из-за хулиганского их содержания. Нет в мировой практике подобных примеров! Это ли не вселенский позор?
Склонность Пашиняна изъясняться преимущественно на языке уличных ругательств может иметь несколько объяснений. Либо это связано с органической неспособностью изъясняться иначе, либо мы имеем дело с психическим расстройством, либо перед нами крайняя форма презрения к обществу — «Еще и не такое от меня смиренно выслушат».
И что примечательно. Facebook считает недопустимым употребление уличных ругательств и блокирует пост Пашиняна, а нашей Генпрокуратуре это неинтересно!» Этот глаз у нее деревяшкой забит, крест на крест, для спокойствия.
Более того, и генпрокурор, и глава МВД, и министр юстиции, и остальные члены правительства, а также депутаты ГД публично приветствуют хулиганские и богохульные речи своего вождя, всячески поддерживают репрессии против Церкви. Что стряслось с вашими мозгами, дамы и господа? Можно ли с головой такого сомнительного качества пребывать во власти?
«КАК ЖЕ ИМ НЕ СТЫДНО?» — СПРАШИВАЮТ ГРАЖДАНЕ. ОТВЕТА НЕТ. ТОЧНЕЕ, ОТВЕТ НЕЛИЦЕПРИЯТЕН. НИКАК! Нет у них стыда и совести. Впечатление такое, что мы имеем дело не с представителями властей Армении, а с врагами армянского народа. Причем с невменяемыми врагами.
И знаете, сограждане, в последнее время мне очень хочется хоть одним глазом взглянуть на семейные альбомы Анны Вардапетян, Арпине Саркисян, Србуи Галян и остальных министров и депутатов ГД, чтобы узнать: а крестили ли их вообще в детстве? Ибо как может крещеный пойти войной на Церковь? В детстве их крестили, но повзрослев и заняв властные кресла, они перестали быть людьми? Тогда их поведение убеждает в правоте замечательного писателя Аркадия Аверченко, который считал, что только и детей можно признавать за людей.
Кто вообще эти личности? Нехристи? Является ли, например, нехристью арестовавший двух архиепископов судья Масис Мелконян? Крещен ли он? Что еще должна сделать эта власть, чтобы граждане поняли: они имеют дело именно с нехристями? Это как в старом еврейском анекдоте. Абрам приходит домой и застает свою жену голой на коленях незнакомого мужчины. «Роза! — говорит он. — Тебе еще, только папироску в губы и будешь настоящая проститутка!»
Мы имеем дело с подлецами? Но тогда — какого рода? Достоевский писал: «Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стесняющиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы».
А, может, мы имеем дело с оборотнями? Ведь мимикрируют эти личности с высочайшим мастерством. Они естественным образом — то есть присущим их естеству образом — меняют природу взглядов, приоритетов, ценностей, все сразу. Вчера они были преданными христианами, а сегодня — слуги дьявола, сегодня они слуги дьявола — завтра сменят веру.
Да нет же, это не хитрость, они не стратеги, помилуйте, какая здесь может быть стратегия! Они просто оборотни и ведут себя соответственно. Оборотничество не есть что-то колдовское и недоступное пониманию. Это просто-напросто нахождение между двумя мирами, не что иное, как обычное промежуточное состояние, то, что иные философы определяли как сумерки души.
А, может, все обстоит проще, и мы имеем дело с классическим проявлением психопатии или социопатии, которую раньше называли «моральным умопомешательством»? Подобные личности не способны понять и принять моральные, нравственные ценности иначе, чем на вербальном уровне. Они с легкостью заявляют о своей приверженности высоким моральным стандартам, что никак не связано с их поведением. Можно сказать, что их совесть находится в зачаточном состоянии либо отсутствует вообще.
Но по большому счету не важно, с кем мы имеем дело: с нехристями, подлецами, оборотнями или социопатами. Главное — объявленную войну Церкви эта власть с позором проиграет, а Пашинян, как это часто бывает с ним, в очередной раз окажется в роли героя рассказа Сигизмунда Кржижановского «Неукушенный локоть», подчинившего всю жизнь этой сложной и бессмысленной цели.